Фильм «Человек-амфибия» — погружение в будущее

В 1961 году на экраны вышел культовый советский фильм «Человек-амфибия». Его посмотрела, без преувеличения, вся страна.

Этот год можно считать датой полноценного открытия подводного мира для миллионов наших сограждан

Слабый сценарий

– До этого я снимал фильмы о войне, – вспоминал отечественный Колумб Подводного Света, режиссер фильма Владимир Чеботарев. – Тема войны была мне близкой и хорошо знакомой. Я сам воевал, прошел с боями «от» и «до», был тяжело ранен, инвалид ВОВ. Но в тот момент мне захотелось отдохнуть от этой темы. Снять фильм красивый и необычный. Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства. Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссеров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически. Вдобавок сценарий был довольно слабый. Работу над фильмом я начал с разговора с подводниками. К тому времени я уже знал, что такое акваланг и что такое погружения. Но никому еще в нашем кинематографе не приходилось снимать актеров под водой.

Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым и пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно.

Попытка пригласить Кусто не удалась, хотя он и проявил интерес к съемкам. Но нам не дали валюты. Министр культуры сказал: «Это детский фильм. Какие могут быть деньги?» Хотя я был убежден, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав.

Открытие Фороса

Наняв фелюгу и взяв с собой трех подводников и аппаратуру, режиссер начал пробовать снимать под водой. Одновременно группа искала место для съемок. На фелюге прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась киношникам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Черного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер для дельфинов, которых собирались задействовать в съемках. Бухта была совершенно дикой. А после съемок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как «правительственная дача в Форосе».

В Финляндии была найдена старая рыболовецкая шхуна, которую назвали «Медуза». Ее пригнали к берегам Ласпи и начали снимать.

Технология подводных съемок выглядела так. Актеры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником, а когда добирались до места съемок, актер делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актер мог держать воздух, столько и снимали. Затем подавался сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубники. После этого актеры отдыхали до следующего эпизода.

Акула в кадре

Операторы тоже работали в аквалангах. Боксы для камер сделали в мастерской по специальному заказу. Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Черном море немного, то он сделал раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и его наполняли рыбой. Все панорамные съемки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море.

С первых дней съемочная группа ждала дельфинов. Был даже заключен договор с новороссийской бригадой, которая ловила дельфинов в Черном море. Туда даже поехал дрессировщик, который должен был привести их на съемочную площадку. Вольер в Ласпи уже стоял, опущенный под воду. Но дельфины так и не приехали. Денег на перевозку режиссеру не дали.

Из положения вышли так – взяли метровых катранов, которых купили у рыбаков, и запустили в вольер. Ну и рыбу поменьше. Правда, катран – рыба хищная, и надо было успеть снять до того, как они сожрут мелкую рыбу. Позже удалось купить у тех же рыбаков несколько небольших дельфинов.

– В съемках фильма участвовало пять подводников, – продолжает режиссер. – Из них двое выполняли функции дублеров для Насти Вертинской и Владимира Коренева. Правда, в основном они работали сами. Надо отдать должное, ребята были героические. Например, сцена ареста Ихтиандра. Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это все в одном кадре, никакого монтажа. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублер. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И все это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника. Мы все старались делать по высшему классу – съемки, декорации, музыку, костюмы. Так костюм Ихтиандра был сделан художниками из маленьких чешуек. Это была адская работа и очень дорогая. Чешуйки нашивались по одной. Дальше ласты. Их покупали в Германии по совету подводников. Они давали в два раза большую скорость.

Без декомпрессии

В ходе съемок было несколько напряженных моментов. Так, однажды подводник Рэм Стукалов спас Володю Коренева.

– Мы снимали сцену, – вспоминал Чеботарев, – когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно. Мы выбрали место, где «Медуза» сбрасывала якорь. Обычно работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушел метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво преломляются солнечные лучи на этой глубине, решили снимать. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Мотор! Начали! Коренев вырывается, все отлично. Стоп. Снято. Подводник, который был рядом, дает ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает, он же без маски, а без нее под водой видно плохо. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов мгновенно реагирует. Он сбрасывает свой акваланг и дает его Володе. Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадет. Рассказали только после окончания съемок.

Однако сцена с якорем была не единственной опасной. Не менее серьезной была сцена, когда на героиню Вертинской нападает акула, девушка опускается на дно моря и ложится на песок.

На тренировках подводники научили Вертинскую, как травить воздух. Ведь, если у вас в легких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда девушка опускалась на дно, ей надо было еще несколько секунд лежать. И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, акваланг у нее отбирали. К ней подплывал Ихтиандр, брал за талию и вытаскивал из воды.

«Серебряный парус» для Ихтиандра

Критика встретила фильм резко отрицательно. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали режиссера в отходе от романа и дурном вкусе. Только в 1962 году, когда прошел первый фестиваль фантастических фильмов в городе Триесте, на котором фильм получил один из главных призов – «Серебряный парус» (приза «Золотой парус» на фестивале не было), отношение к фильму изменилось. А зрители приняли «Амфибию» сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины. Люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильм собрал 67 миллионов зрителей. Картина имела сногсшибательный успех. Министр культуры Фурцева сказала, что этот фильм – подарок Министерству финансов.

Сыгравший Ихтиандра Володя Коренев будоражил весь ГИТИС. Не было девушки, которая не мечтала бы о нем. В моду вошли белые брюки и длинные волосы у парней. А поклонницы назначали свидания и хотели немедленно выйти за него замуж.

На гастролях в Красноярске публика скупила все билеты только на спектакль «Коварство и любовь» с Владимиром Кореневым. Все другие спектакли пришлось отменить. «Коварство и любовь» играли 22 раза!

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>