В московской «глубинке». Из истории строительства метрополитена

15 мая 1935 года, была открыта первая линия Московского метрополитена. Отныне любой желающий мог, как в известной песне Леонида Утесова, добраться «от Сокольников до парка на метро».

Московский метрополитен был важен не только как новое средство массовой перевозки пассажиров, хотя его значение в развитии транспортной системы города трудно переоценить. Он на долгие годы стал символом столицы и воплощением силы молодого Советского государства, а также энтузиазма его граждан, ведь метро строили всей страной…

Как все начиналось

Первые проекты создания метро в Москве были разработаны еще до революции. В 1902 году двумя инженерами был предложен проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой, однако его отклонили. Существовали и другие идеи, но до серьезного обсуждения дело как-то не доходило. После революции разговоры о строительстве метрополитена в новой-старой столице возобновились с новой силой. В июне 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении в Москве метрополитена, а уже в следующем году началось и само строительство. Его масштабы требовали привлечения рабочей силы со всей страны – в начале 1935-го в завершении первых двух очередей метрополитена непосредственно участвовали около 70 тысяч рабочих.

Первые 20 лет своего существования метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, тогдашнего наркома путей сообщения, активно выступавшего за решение транспортной проблемы в Москве путем строительства метрополитена.

В 1955 году московское метро было переименовано в привычное для нас «имени В.И. Ленина».

Изначально московское метро создавалось с целью хотя бы частично решить проблему транспортировки рабочих московских заводов, живших в отдаленных районах. Именно поэтому еще в 30-е годы участки метрополитена были построены вблизи шести столичных вокзалов.

Станция Курская.

Мы впереди планеты всей!

Отдельно стоит сказать и об оформлении первых станций. Поскольку метро должно было стать символом, «лицом» страны, примером для будущих поколений, ни материалов, ни сил для дизайна станций и их внутренней отделки не жалели. Белый, серый, черный, желтый, светло-золотистый, красный, дымчатый мрамор, гранит, сталь, бронза, майолика, латунь, смальта, марблит, ценные камни. Материалы везли из Крыма и Узбекистана, Армении и Грузии, с Урала и Кольского полуострова. Станции украшали уникальные росписи, мозаики, скульптуры, барельефы. К работе привлекали известных художников и скульпторов. Так, к примеру, мозаичные панно из смальты на станции «Маяковская» были выполнены по эскизам народного художника СССР Александра Дейнеки, а на станциях «Комсомольская» и «Новослободская» – по эскизам лауреата Ленинской премии художника Павла Корина.

Проектированием станций занимались ведущие архитекторы своего времени, в числе которых был А.Н. Душкин, спроектировавший помимо нескольких станций метро («Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская») высотку у Красных Ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянке. Все это делало облик станций неповторимым. Роскошный интерьер был необходим еще и потому, что метро должно было восприниматься как общее, всесоюзное достояние. То, чем можно и нужно было гордиться не только в столице, но и далеко за ее пределами. Мы и до сих пор не упускаем возможности упомянуть при случае в разговоре с иностранцами про наше «самое красивое в мире метро».

Больше чем транспорт

Сеть подземки разрасталась быстро. К началу Великой Отечественной войны были открыты еще две линии: Арбатско-Покровская – от «Киевской» до «Курской» – и Горьковско-Замоскворецкая – от «Сокола» до «Площади Свердлова» (впоследствии «Театральная»). По приказу от 15 октября 1941 года Московский метрополитен был закрыт. Планировалось даже, в случае если враг подойдет к Москве, демонтировать оборудование, заминировать объекты, а саму подземку затопить как стратегически важное сооружение. Этого, к счастью, не произошло.

В период Великой Отечественной войны метро служило бомбоубежищем во время налетов на Москву. За годы войны в нем родились 213 человек. Здесь же, под землей, в зале станции «Чистые пруды», располагался аппарат Генерального штаба Красной армии.

Эволюция метро

Сегодня Московский метрополитен – первый в Европе и второй в мире по загруженности. В 2009 году им было перевезено 2 миллиарда 392,2 миллиона пассажиров. В метро насчитывается 180 станций на 12 линиях, общая протяженность которых составляет почти300 километров. Метро непрерывно продолжает развиваться: практически ежегодно появляются новые станции и ремонтируются старые. Кстати, уже не первое десятилетие обсуждается проект строительства Большого кольца Московского метрополитена – еще одной кольцевой линии, более отдаленной от центра. В последние годы, правда, больше говорят о так называемом третьем пересадочном контуре – также кольце, которое, возможно, пройдет на расстоянии 1-3 станций от Кольцевой линии.

Интересно, что с открытия метро в 1935 году пассажирам продавались бумажные билеты, которые при входе на станции проверялись и компостировались контролерами вручную. Затем появились турникеты, которые сначала принимали пятикопеечные монеты, потом – металлические и пластиковые жетоны. Через несколько лет после распада СССР стали использоваться бумажные билеты с магнитной полосой, которые совсем недавно были заменены бесконтактными транспортными картами.

Несмотря на то, что стоимость проезда в Московском метрополитене в последние годы неуклонно растет, она все равно остается существенно ниже, чем, к примеру, в метрополитенах Лондона, Нью-Йорка или Парижа. Это  делает наше метро чрезвычайно популярным.

«Метро-2» правда или вымысел?

Метро давно стало достопримечательностью Москвы, ее символом, местом, привлекающим толпы туристов. Конечно, у Московского метрополитена есть и свои легенды и тайны. Пожалуй, главной из них является существование засекреченных подземных транспортных сооружений, называемых «Метро-2» или Д-6 (название пошло от диаметра тоннеля, равного6 метрам). Официальная информация о сети секретных бункеров, линий и станций отсутствует, однако о существовании «Метро-2» неоднократно говорили бывшие высшие государственные деятели как советского, так и российского периода. При этом существование подобных объектов в недрах Москвы не опровергается властями и почти не подвергается сомнению, хотя их расположение – государственная тайна.

Интересно, что начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев на вопрос о существовании «Метро-2» ответил: «Я бы удивился, если бы его не существовало».

Среди менее загадочных, но все же интересных фактов есть, к примеру, такой: для ориентации проезда слепых граждан на радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра – женскими. На Кольцевой же линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские – против часовой.

Подземное сердце Москвы

Одной из наиболее важных и, пожалуй, самой уникальной особенностью столичного метро является его демократичность. Здесь можно встретить и детей, и студентов, и пенсионеров, и нищих, и бизнесменов. Метро превосходит московский наземный транспорт как в удобстве и скорости, так и в точности и надежности. Заходя в метро, мы никогда не задумываемся ни о расписании, ни о том, что поезд может вдруг не приехать по причине какой-нибудь поломки или аварии на линии. Зато с автобусами и уж тем более с трамваями такое случается сплошь и рядом. Более того, наземный транспорт мы зачастую используем именно с тем, чтобы добраться до ближайшей станции метро. Такая значимость подземки, кстати, – явление для европейских городов, к которым мы привыкли относить Москву, крайне редкое.

Московский метрополитен является чем-то постоянным, надежным и потому совершенно чуждым и несвойственным современному миру. Тем, к чему все привыкли и что не может отказать. Каким-то оплотом стабильности, что ли. Именно поэтому недавние теракты в нем вызвали огромный резонанс в стране и панику среди населения. Эти взрывы произошли не «где-то там», а в месте, с которым все мы в той или иной степени связаны.

Звучит странно, но метро для москвичей – место, возможно, даже более «святое», чем Кремль или Красная площадь. Потому что метро – для всех. Потому что оно «свое».

Московское метро в цифрах:

– Только 1 женщина-машинист работает в Московском метрополитене на линии (по закону женщин не берут на работу помощниками машинистов и машинистами из-за повышенной физической и эмоциональной нагрузки).

– 76 бронзовых скульптур стоят на станции «Площадь Революции».

–84 метра– глубина станции «Парк Победы», самой глубокой в Москве.

– 500 – примерно столько бездомных собак обитают в метрополитене.

– 6,55 миллиона человек – средний пассажиропоток за день в метро.

– 14 миллионов пассажиров ежедневно принимал метрополитен в дни празднования 850-летия Москвы.

– 63,77 миллиона евро – средняя стоимость строительства1 километраМосковского метрополитена.

– 2,5-3 миллиарда рублей – средняя стоимость строительства 1 станции Московского метрополитена.

Александр БАБОШКИН

.

В московской «глубинке». Из истории строительства метрополитена: Один комментарий

  1. После окончания войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и Арбатской линии глубокого заложения от «Площади Революции» до «Киевской»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>