Я ВАЗ люблю, я думаю: о, ВАЗ!

ВАЗ 2101 «Жигули» по праву считается символом эпохи. С момента выхода с конвейера первой «копейки» прошло ровно 35 лет. Советский вариант Фиата 124, пережил вместе с нами годы застоя, «перестройку», эпоху «дикого капитализма» и сейчас ещё многие «копейки» бороздят просторы нашей новой демократической страны

Народный автомобиль

Идея народного автомобиля появилась у советского руководства со значительным опозданием. В Европе пик популярности компактных недорогих автомобилей пришелся еще на послевоенный период. На Берлинском автосалоне 1934 года, Гитлер поручил Фердинанду Порше создать народный автомобиль, который был бы по карману среднему немцу. Эта идея воплотилась в «Жуке».

В послевоенные годы, в то время как в Европе большинство людей со средним достатком обзаводились собственными автомобилями, в СССР любая машина оставалась роскошью. В 60-х советское правительство попыталось исправить ситуацию. ВАЗ – редкий пример разумного расчета советских экономистов и, как сейчас это принято называть, – маркетингового прогноза. Как все помнят, руководство страны не очень-то заботилось о благе населения. И вдруг было решено построить новый автомобильный завод.

Превращение итальянца в России

В начале 60-х финансисты без труда подсчитали, что на руках у населения слишком много наличных. Для государства это не выгодно, поэтому было решено эти деньги изъять путем выпуска на рынок достаточно дорогого, но очень массового продукта. Идеальным вариантом стал автомобиль. Массовое производство дает такой козырь как снижение себестоимости продукции, а, следовательно, увеличение прибыли, в то время – для государства. Разработка такого автомобиля самостоятельно и в короткие сроки советским специалистам была не под силу, ведь легковое автомобилестроение находилось лишь на ранней стадии развития. Исходя из этого единственный быстрый и эффективный путь – покупка лицензии на производство европейской модели. Остановились на популярном в то время Fiat-124 (модель 1965 года). Выбор СССР диктовался как политическими, так и коммерческими мотивами. Итальянские партнеры помогли в строительстве Волжского автомобильного завода, предоставили практически готовую к выпуску модель и помогли ее модернизирвать. На Fiat-124 был усилен кузов, увеличен дорожный просвет, внесены изменения в тормозную систему – получились «Жигули» ВАЗ-2101, или знаменитая «копейка».

Круче ФИАТа

Первый технический директор ВАЗа Евгений БАШИНДЖАГЯН:

– Базовая модель ФИАТ-124 была признана в 1966 году европейской моделью года. Конструкция соответствовала требованиям массового производства. Однако уже первые испытания ФИАТов на подмосковном полигоне выявили недостатки, потребовавшие изменений конструкции. Ряд требований диктовался нашими дорожно-климатическими условиями. Допустим, быстрый пуск при низких температурах. Итальянцам не приходилось заботиться о пуске машин при температуре минус сорок.

Российское бездорожье потребовало и усиления кузова. Утверждают, что часть этих изменений ФИАТ впоследствии распространил на свои модели. Испытания на полигоне показали также, что накладки задних тормозов изнашиваются уже через 1000-1500 километров. И мне кажется, не без влияния ВАЗа многие зарубежные фирмы стали переходить на комбинированную схему: передние – дисковые, задние – барабанные. Внесение изменений оказалось вполне оправданным, что впоследствии подтвердила многолетняя практика. Некоторые «копейки», особенно первых выпусков, проезжали без капремонта 300 и более тысяч километров.

 К юбилею Ильича

Первый коммерческий директор ВАЗа Олег ОБЛОВАЦКИЙ:

– В конце 1968 года начал действовать мост Европа – Тольятти. За два с небольшим года мы приняли 350 тысяч грузомест, от небольших ящиков до громоздких, с добрый дом, контейнеров. Более чем на 2 миллиарда тогдашних рублей! Из этих 350 тысяч мы потеряли при перевозке всего четыре места: один станок упал и утонул в порту при перегрузке, сгорела ванна для гальваники и два агрегата для линии дверей пострадали, когда перевернулся трейлер. Признаюсь, мы не рассчитывали на такой благополучный исход.

В апреле 1970-го, накануне 100-летия со дня рождения Ленина, собрали шесть первых автомобилей из итальянских деталей и узлов. Убедились, что все стыкуется, что ничего важного в этой спешке не пропустили. А потом встали: из чего собирать? Штамповки, литье, заготовки – свое производство еще не запустили, а из Италии разве навозишься? Но за лето все это раскрутили и с 1 августа повели уже сборку по собственному графику: 50 автомобилей за день!

Долгая жизнь

19 апреля 1970 года – это дата в истории Волжского автомобильного завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны. Эта машина перевернула представления наших соотечественников об автомобилях. Быстрая, маневренная, комфортная и при этом адаптированная к российским условиям – «копейка» была мечтой и подарком судьбы для многих. Всего в 1970 году с конвейера сошло более 21 тысячи автомобилей ВАЗ-2101. 1971-й год ознаменовался изготовлением 100-тысячного ВАЗ-2101. За все время производства (с 1970 по 1984 годы) Волжский автозавод выпустил почти 3 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 (2 миллиона 702 тысячи 657 штук). В апреле 1971 года автомобиль ВАЗ-2101 впервые появился на мировом рынке. Свыше 57 тысяч автомобилей были отправлены в страны содружества: Болгарию, ГДР, Чехословакию, Венгрию, Югославию. Вскоре Лады появились на дорогах Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии, Египта. С 1970 по 1986 год было выпущено свыше 2,7 миллионов ВАЗ-2101 в разных модификациях. Столь массовыми были только самые известные модели мира. Благодаря своей неприхотливости, надежности и массовости, ВАЗ-2101 популярен и сегодня. Тысячи «копеек» бегают по территории России и других государств. Эта модель часто становится объектом тюнинга.

Консервная банка

Начальник Управления контроля качества ВАЗа в 70-х годах прошлого века Юрий КРАСНЫЙ:

– Первые отклики на только что появившиеся «Жигули» были очень любопытными. Как ни странно это звучит сейчас, нашими машинами многие из первых покупателей оказались недовольны. Потребитель в своей массе оказался не готов к этой машине – легкой, экономичной, сделанной не на века, а на определенный промежуток времени.

Не забуду письмо, которое пришло на завод. Смысл был примерно такой: «Говорил мне приятель – не покупай «Жигули», бери «Москвич». Я, дурак, не послушался. Что же вы, вазовцы, выпускаете? Не автомобиль, а консервная банка. Когда я на отдыхе решил сфотографировать супругу, для чего посадил ее на крышу авто, крыша не выдержала…»

Могильщик социализма

На ВАЗе рассказывают байку: будто бы Лигачев назвал завод могильщиком социализма. Так или нет, не проверяли, но если правда — прав был Егор Кузьмич. Действительно, до строительства Волжского автомобильного машина была недосягаемым для простого советского человека символом приобщенности к власти. А рядовому члену общества полагался общественный транспорт, уравнивающий всех. Две-три сотни тысяч легковых автомобилей в год, выпускаемые «Москвичом» и ГАЗом, погоды не делали.

Когда же вырос завод, способный производить 700 тысяч легковушек ежегодно, автомобиль стал несравнимо более доступным, а значит, и желанным. Тут-то и начали проявляться «мелкособственнические интересы», «неравенство», «индивидуализм», обнаружился смысл в зарабатывании денег.

Лучшее авто столетия

Первая вазовская машина перевернула сознание советского человека, пробудила интерес к другой, мобильной жизни, к движению. Потребовала новых дорог, создания современных предприятий, целых направлений в промышленности, других подходов к производству! Вот что такое скромная «единичка», которая и до сих пор колесит еще по российским дорогам, доживая свой славный век. К сожалению, «Жигули» так и не смогли стать настоящим народным автомобилем. Несмотря на свое название, копеечным товаром автомобиль не стал. Среднему инженеру приходилось копить на него не один год. Народным он был только в смысле отсутствия альтернатив. Все же сегодня его вспоминают добрым словом: по опросу автомобильного издания «За рулем», ВАЗ-2101 был назван лучшим советским автомобилем прошлого столетия.

СПРАВКА:

Самый первый ВАЗ-2101 был обменян заводом у владельца на новенький ВАЗ-21099 в дни празднования 25-летия ВАЗа, о чем писала заводская многотиражка «Волжский автостроитель». Машина всю свою жизнь провела у одного хозяина и неплохо сохранилась. Кстати, ее владельцем был житель Тольятти. Кроме того, достаточно известным является тот факт, что шесть машин первой серии, сошедшие с конвейера 19 мая 1970 года, были окрашены в цвета флага РСФСР: два автомобиля были синими и четыре — вишневыми.

Купить выпускной коллектор ВАЗ..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>