«Волга-Волга» – одна из первых советских музыкальных комедий – веселила несколько поколений кино- и телезрителей. Сегодня она кажется немного наивной, но это не умаляет обаяния игры легендарных актеров Любови Орловой и Игоря Ильинского. Песни из фильма распевались по всей стране. «Волга-Волга» была чемпионом среди картин, пользовавшихся сталинской симпатией. Он смотрел ее бесчисленное количество раз и даже подарил копию фильма во время войны президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Рузвельту
Легенда о «Волге-Волге», тяжелое начало
Режиссер Григорий Александров говорил, что идею снять фильм о великой русской реке подсказал ему Чарли Чаплин во время визита в Голливуд посланцев советского киноискусства – Эйзенштейна, Александрова и Тиссэ.
Над сценарием начинали работать Михаил Вольпин и Николай Эрдман, один из авторов «Веселых ребят». Оба драматурга вскоре были репрессированы и в кино вернулись через несколько лет. Поначалу работал над фильмом и постоянный оператор Александрова, необыкновенно изобретательный человек, Владимир Нильсен. Однако после выбора натуры и съемок удивительно поэтичных волжских пейзажей он был арестован и, как выяснилось впоследствии, расстрелян. Так что снимал картину Борис Петров, работавший на «Цирке» вместе с Нильсеном.
Народная песня
Хотя, вне всякого сомнения, в значительной мере фильм обязан своим успехом композитору Исааку Дунаевскому. В основе сюжета лежит история о том, что простая письмоносица сочинила песню, которая обрела всенародную популярность и признание. Это была не слишком скромная заявка, но композитор блестяще справился с этим вызовом. Он действительно сочинил такую песню – народную с легкой и запоминающейся мелодией. «Песня о Волге» возникала в первых эпизодах. Именно с ней отправилась в путешествие в Москву бригада самодеятельных талантов Мелководска. На плоту ее пели друзья Стрелки и подхватывали все, кто слышал. Экзамен на музыкальность сдавали все.
Любимый хам и грубиян
Чтобы «подперчить» стерильно положительную среду народных талантов, авторы ввели образ бюрократа и карьериста Бывалова. Он будет впоследствии растиражирован в десятках советских комедий, однако никому из актеров не удастся превзойти гениальное исполнение Игоря Ильинского. Его бюрократ не враг-вредитель, типичный для кино тридцатых годов, а привычный для российской действительности всех времен руководитель-дурак: хам и грубиян с подчиненными, льстец и подхалим перед начальством. В узнаваемом образе, созданном Ильинским, заподозрил пародию на себя даже руководитель кинокомитета Борис Шумяцкий. Александрову пришлось вырезать наиболее острые сатирические сцены. Но несмотря на все купюры, «Волга-Волга» дала множество «крылатых фраз», подхваченных в народе.
Кстати, все свои трюки в кино Ильинский делал сам. Когда снимали «Волгу-Волгу», Александров показал нижнюю палубу Ильинскому и пошутил: «Вот отсюда вам придется прыгать в воду». «Подумаешь, вот если бы с верхней, это было бы эффектнее». Игорь Владимирович был уверен, что прыгать позовут каскадера. Но когда пришло время прыгать, к Ильинскому подошел второй режиссер и спросил: «Слушай, Игорь, ты правда прыгнешь с верхней палубы?» – «Я пошутил, что ты…» – «А все говорят, что ты прыгнешь». Тут появился Александров и скомандовал: «Игорь Владимирович, наверх, пожалуйста». Потом Ильинский рассказывал: «Когда я поднялся наверх в своих сапогах и с портфелем, то понял, как это страшно… Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную…»
Надо сказать, что сам Игорь Ильинский на премьеру фильма «Волга-Волга» не пошел. «Там будут бесконечные песнопения в честь Орловой. Кому интересен мой Бывалов».
В то время критики писали, что его герой в фильме вообще не нужен. Это потом люди поймут, что персонаж, сыгранный Ильинским, – одна из центральных ролей фильма.
Два бюрократа
После премьеры съемочную группу пригласили в Кремль. «Кто этот человек?» – спросил на приеме Сталин. «Ильинский, известный киноартист». – «Кому он известен? Я его не знаю!» «Иосиф Виссарионович, это же Бывалов», – шепнул кто-то из свиты. «А, Бывалов! – сталинские усы поднялись в улыбке. – Тысяча извинений. Ну что ж, товарищ Бывалов, вы бюрократ и я бюрократ, мы поймем друг друга». Эта суровая шутка имела продолжение. Ильинский получил за «Волгу-Волгу» Сталинскую премию, но после этого его телефон стал прослушиваться, а сам артист на долгие восемнадцать лет был отлучен от кинематографа. Велел ли так сам Сталин? Или кто-то просто перестраховался? Это осталось неизвестным.
Надо сказать, что Сталин обожал «Волгу-Волгу». В 1939 году он даже обиделся на Риббентропа, когда тот не захотел смотреть его любимый фильм.
Монумент
Основное действие фильма происходит в акватории канала «Москва-Волга» (неподалеку от Дубны), по которому идет пароход. На нем провинциальные таланты плывут покорять Москву. В первой, еще не подправленной, версии фильма на экране мелькает памятник Сталину. В 30-е годы канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили – обе статуи работы известного скульптора Сергея Меркурова. Высота каждой была 15 метров, а вместе с постаментом – 26.
Упавшая глыба
В отличие от монумента Ленина, сделанного из блоков, идеально пригнанных друг к другу, голова Сталина была целиком высечена из скалы. Чтобы поднять монолит массой 22 тонны на высоту 25 метров, понадобился специальный подъемник. Его изготовили в Дмитрове, где у чекистов был свой механический завод. Те, кому предстояло посадить голову на плечи, выразили опасение, что она упадет. Тогда полетят и ваши головы, сказал Матвей Берман, начальник строительства канала, не самый паршивый в системе НКВД человек. Для испытаний выбрали глыбу, заведомо превышавшую по массе вытесанный монолит. При пробном подъеме глыба сорвалась… К счастью, потом все прошло без срыва, и голова вождя была поднята на должную высоту без сучка, без задоринки. Головы исполнителей тоже остались на своих местах, а Берману не повезло: после 20 лет блестящей карьеры (от простого оперуполномоченного до начальника ГУЛАГа) он был разоблачен как враг народа и расстрелян в 1939-м (с последующей реабилитацией в 1957-м).
Протекающий шлюз
Монументы вождям возводились на века, но век сталинского монумента оказался недолог. В феврале 1963 года, после внеочередного съезда партии, на котором Хрущев добил культ личности Сталина, памятник был взорван. Акция должна была выглядеть как «инициатива на местах», поэтому решение о взрыве провели через заседание горкома партии. Сначала хотели просто повалить – не тут-то было. Люди делали на совесть. Иначе было нельзя. Неделю монумент простоял в наклоненном положении, с петлей на шее. Зрелище по тем временам неординарное. Да и по нынешним тоже. Чистейшей воды фантасмагория. Приняли решение взорвать. Голова вождя, по рассказам очевидцев, скатилась в канал. Чтобы не привлекать внимание населения, взрывали ночью. И всех, конечно, разбудили. С тех пор, как утверждают старожилы, шлюз начал протекать. Кстати, взорвать тоже сразу не получилось. История сопротивлялась…
«Переломный» пароход
После выхода фильма «Волга-Волга» стал знаменит на весь Советский Союз и пароход «Максим Горький». Кстати, по легенде это судно переломило ход Второй мировой войны. В 1943 году, перед Рождеством Сталин послал фильм «Волга-Волга» в подарок американскому президенту Франклину Рузвельту. Президент посмотрел и спросил своего референта:
– Вы все перевели?
– Да. А в чем проблема?
– Я не верю, что Сталин послал его нам просто так. Он этим хочет что-то сказать. Переведите песни.
Песни были переведены.
– Теперь я понял, – сказал Рузвельт, – Сталин хочет, чтобы мы открыли второй фронт, о котором обещали ему с 1941 года.
В одной из песен есть слова «Америка России подарила теплоход, вот только у него слишком тихий ход».
После этого второй фронт был открыт…
Пароход затопили в 58-м. Все то, что осталось от знаменитого корабля, теперь хранится на дне канала, под Дубной у шлюза № 1. Пароход лежит рядом с немецкими баржами, которые после войны согнали к первому шлюзу и стали использовать как волнорезы. Поговаривали, что взорвали «Горького» из-за того, что на нем Сталин плавал, когда канал построили.
Цитаты из фильма:
– Да потому, что без воды – и ни туды, и ни сюды!
– Автора! Автора!
– Успокойтесь, товарищи. Была бы песня – автор найдется.
– Товарищи Дуни, немедленно сознавайтесь, кто из вас написал песню!
– Передай своей Дуне, что она дура!
– Ну, что ты скажешь о «Смерти Изольды»?
– Очень уж долго помирает.
– Классически.
очень люблю этот фильм с детства(мне 48 лет)