Как снимали фильм «Тайна железной двери»

Еще с незапамятных времен на планете Земля все люди мечтают найти лампу с джинном, волшебную палочку, цветик-семицветик или в крайнем случае выловить золотую рыбку. Артефакт не важен, главное, чтобы желания выполнялись. Очередная версия сказки про исполнение мечтаний в 1970 году была снята известным детским кинорежиссером Михаилом Юзовским по книге Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Фильм назвали «Тайна железной двери» 

Ты жадина. И ты мне нравишься!

Сюжет фильма увлекает с первой минуты. Мальчик Толя Рыжков, не ангел, хотя и не хулиган, случайно завладевает коробком с волшебными спичками. Стоит спичку переломить и желание загадать – оно тут же исполняется. Выяснив, что спички волшебные, Толик начинает активно их использовать.

Строгая Толина мама теперь ходит «по струнке», назойливого милиционера забирают в участок, сладости льются рекой. А еще Толя выигрывает на спор у лучшего друга в шахматы (хотя сам никогда не занимался этой игрой), ну и так далее. Но все хорошее имеет свойство заканчиваться…

При этом оказывается, что за Толиком давно уже наблюдает настоящий хозяин волшебного коробка, и таких коробков у него ровно миллион.

Этот мальчуган настоящий волшебник, но злой. У него есть остров, личный робот, куча аттракционов и всё, что душе угодно. Ради полной свободы он забыл своё имя и своих родителей.

– Ты жадина. И ты мне нравишься, – говорит мальчик Толику и забирает его к себе на остров.

Однако обманутый Толиком его лучший друг все же бросается спасать новоявленного «волшебника».

 

Из актеров в пародисты

Несмотря на то, что повесть «Шел по городу Волшебник» по которой снят фильм, довольно мрачная, режиссер Юзовский решил сделать из нее комедию и у него это получилось. Во многом благодаря актерам.

Так на роль угрюмого старшины Сафронова пригласили поэта-пародиста Александра Иванова.

Хотя на момент съемок картины Александр Иванов вовсе не был популярен. Впервые на телеэкране, как пародист он появится только через несколько лет в развлекательной программе «Артлото». А широкому кругу телезрителей станет известен только после открытия в 1978 году программы «Вокруг смеха», т.е. почти через десять лет после своего кинодебюта в «Тайне железной двери».

Позднее Александр Иванов, в одном из интервью, рассказал, что сниматься ему не понравилось и после «Железной двери» он решил закончить артистическую карьеру…

 Как снимали фильм «Тайна железной двери»

Актерские удачи и неудачи

Бузотера Зайцева с блеском сырал Савелий Крамаров. Одно его появление на экране уже вызывает неизменный гомерический смех… Да и остальные актеры на месте – Олег Табаков, Алиса Фрейндлих.

Кстати, в этом фильме Табаков и Фрейндлих сыграли супружескую пару. Интересно, что спустя всего 8 лет им придется повторить эту связку в кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетера».

Так что титульные звезды подобраны на зависть.
Но ведь кино было снято для детей. Поэтому главное было – подобрать на основные роли детей, хотя бы парочку. Здесь, к сожалению, все было не так блестяще. Показался разве что Сережа Евсюнин, он же Волшебник.

 

Верхом на телескопе

Фильм снимали в Москве и в Крыму. Все сцены двора, квартиры, гаражей, хоккейной площадки снимали в Севастополе на улице Репина. Там для съемок вместо волейбольной площадки была построена самая большая в городе хоккейная коробка. Говорят, что именно после выхода фильма в прокат, подобные площадки появились в каждом советском дворе…

А вот резиденцию Волшебника отсняли в окрестностях Симеиза. Когда Волшебник перенес Толика на свой остров и Толик пришел в себя – он оказался в чаше антенны радиотелескопа РТ-22, который находится в Кацивели.

Все это время волшебник следит за происходящим из здания зеркального телескопа имени Шайна, Крымской астрофизической обсерватории.

В качестве тюрьмы Волшебника, где он держит друзей Толика, выступил Инкерманский известняковый карьер, а вот дом Волшебника был построен в окрестностях горы Кошка.

– Кино-экспедиции на все лето, да еще и в Ялту – это здорово, – впоследствии с восторгом вспоминал те дни Сергей Евсюнин сыгравший Волшебника. – Тогда Ялта была международным курортом, а меня отправили туда вместе с мамой. Мне и ей, как сопровождающей несовершеннолетнего, оплачивали командировочные и проживание в гостинице «Интурист». Там, в 312 номере, я прожил около 4-х месяцев…

А чтобы сделал я?

Конечно, с точки зрения современного зрителя, избалованного компьютерными спецэффектами, происходящее на экране кажется немного наивным и слегка неуклюжим. Однако фильм ни в коем случае нельзя отнести к категории плохого кино, хотя он и получился излишне детским. Согласитесь, кто в детстве не мечтал о таких спичках? Как известно идея получить что-то на халяву неистребима. Поэтому и фильм все смотрели и смотрят с позиции «А чтобы сделал я…».

Так что происходящее на экране заставляет задуматься о своем месте в жизни, об отношениях с близкими людьми, о том что такое настоящая дружба. Вот и получается, что фильм, которому скоро исполнится 44 года, до сих пор смотрибелен.

Вот что рассказал о съемках Сергей Евсюнин сыгравший в фильме «Тайна железной двери» юного волшебника:

- Я был постарше своих партнёров по фильму и поэтому воспринимал эту работу, не первую в кино, в особом ракурсе. Сам процесс съёмок фильма «Тайна Железной Двери» (первоначальное название «Ноль без палочки») был интереснее, чем само кино. На этом фильме работала такая творческая киногруппа, что можно было параллельно снимать второй фильм, фильм о съёмках фильма «Тайна Железной Двери».
Да в 1970 году все эффекты делались «на коленке» и это было творчество, как сейчас говорят «хенд мейд». Хотя дословно слово «хенд мейд» и переводится как работа, сделанная руками, но сейчас это слово используется практически для обозначения всего, где была применена креативность и оригинальность. Так было каждый съёмочный день и на «Тайне»….
Этот бедный робот, Балбес, неоднократно горел… в резиновой рукавице у него была кнопка включения света в глазах, а за спиной небольшой аккумулятор… И иногда, что-то коротило в этой системе и аккумулятор начинал дымить и жечь спину актёру… А снять быстро эти доспехи из резины было не просто….
По сюжету на острове у меня была маленькая машина… это был карт в котором лежал осветитель, сверху сидел я и осветитель, через щели в кузове из картона, управлял этим картом… неоднократно врезаясь в ограждения над пропастью на крымской дороге в Симеизе….
А когда по сюжету хорошие парни связывали меня за завтраком и засовывали в рот конфеты «Гуливер», то Андрей Харыбин, мне в первом дубле так глубоко впихнул эту конфету в горло, что у меня чуть глаза не вылезли из орбит, но моё отчаянное мычание воспринималось, как игра актера…. а я думал, что задохнусь… и даже после команды «стоп», все как ни в чем ни бывало стали готовить второй дубль, а я всё извивался с этой конфетой во рту, т.к. руки у меня были связаны…. это был просто тихий ужас… ни выплюнуть ни проглотить этого «Гуливера» не было никакой возможности.
А когда во время павильонных съёмок интерьера моего замка я пел песню про скуку и сбивал голову своей собственной статуи, киногруппа решила отснят эдакий кино-прикол… Я сбил голову, потом поднял её, и печально глядя в собственные гипсовые глаза воодушевлённо прочёл монолог Гамлета «быть или не быть»…
А сколько интересных подробностей можно было бы рассказать о нашем быте….
Михаил Иосифович Юзовский безусловно уникальный человек.. нет, он не фонтанировал… он скорее бродил, но бродил так крепко, что вино здесь «отдыхает». Поэтому и фильм необыкновенный и притягательный, как и сам режиссёр…

 

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>