ЭРОТИКА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

 в советском кинематографе эротические сцены

ПРО ТО и ПРО «ЭТО» В СОВЕТСКОМ КИНО

Считается, что в советском кинематографе эротические сцены оставались за кадром. На самом деле это далеко не так. Конечно, никакой порнографии в то время на большой экран не выходило. Однако во многих советских фильмах нет-нет да и проскакивали элементы эротического содержания. И чего греха таить, они очень нравились простым советским гражданам. Не обошлось без вмешательства этого жанра даже в таких легендарных кинолентах, как «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит» и «Бриллиантовая рука». Сегодня мы расскажем ПРО ТО, как в разное время отечественные кинематографисты снимали «ПРО ЭТО»

 

«Строгий юноша» под строгим запретом

Еще на заре становления советского кинематографа сформировалось два главных табу для киноэкрана: контрреволюция и порнография. Несложно понять то, что в связи с этим власть негативным образом относилась к любым проявлениям секса, эротики и тем более порнографии. Любовная линия в то время должна была тщательно нивелироваться и подменяться, условно говоря, товарищеской.

Так, даже намеки на интимную близость героев или появление в кадре обнаженной натуры могло быть расценено как порнография, что соответственно приводило к запрету ленты. Именно так произошло с фильмом 1935 года «Строгий юноша». Картина несколько десятилетий пролежала на полке из-за сцен, вполне невинно и поэтично воспевавших красоту обнаженного женского тела. Невозможным в фильме цензоры посчитали и плотское влечение главного героя к представительнице прекрасного пола.

 

Намеки на интим

Робкие попытки реабилитировать возможность физической близости на экране были сделаны в эпоху оттепели. Историко-революционный фильм о Гражданской войне «Сорок первый» (1956) впервые содержал намек на интимные отношения героев. Красивое кино о всепобеждающем плотском чувстве, которое сначала преодолевает все классовые и политические барьеры, а затем оборачивается предательством и смертью.

После боя с врагом на безлюдном островке оказываются двое: красная снайперша Марютка (Изольда Извицкая) и захваченный ею в плен аристократический красавец-поручик (Олег Стриженов). Чтобы высушить намокшую одежду, Марютке приходится раздеться… Постепенно между полуграмотной снайпершей и начитанным белогвардейцем вспыхивает страсть. Правда, в конце концов Марютка все же убивает своего партнера…

Режиссеру-дебютанту Чухраю удалось небывалое: в фильме даже кошмарные идеологические споры кажутся переполненными эротичностью. Грубоватая чувственность Извицкой и стриженовские порочные глаза с поволокой наполняют каждый кадр куда большим эротическим напряжением, чем иная современная откровенная драма.

 

Одеяло между «любовниками»

Очередная постельная сцена появилась лишь в 1958 году на съемках «Тихого Дона». В то время актрисы были не настолько раскрепощены, как сейчас, и заставить их раздеться перед камерой режиссерам стоило огромного труда. На съемках «Тихого Дона» Элина Быстрицкая, которая играла Аксинью, наотрез отказывалась ложиться в одну кровать с Петром Глебовым. Пересилить себя Быстрицкая смогла, только когда между «любовниками» положили одеяло…

 

Голое купание

В 1965 году режиссер Андрон Михалков-Кончаловский приступил к созданию картины «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Главную героиню в этом фильме блестяще сыграла юная актриса Наталья Аринбасарова. В фильме была запланирована и одна достаточно откровенная сцена. В момент, когда главную героиню насильно выдали замуж за нелюбимого, она решила сбежать от него. Пытаясь смыть все следы нелюбимого мужчины, она купается в реке. Когда Наталье сообщили о том, что в этой сцене ей нужно будет раздеться, она наотрез отказалась. В итоге ее заменила дублерша.

 

Оргия под цензурой

«Андрей Рублев» (1966) – кинематографическая медитация о жизни самого известного русского иконописца. Восемь разрозненных частей-новелл, почти четверть века действия от начала до финала фильма, уход из монастыря, скитания, встреча с Феофаном Греком, обет молчания, средневековая Русь в начале XV века. Авторская версия фильма Андрея Тарковского длится 3 часа 15 минут и впервые была продемонстрирована широкой публике лишь в 1987-м. Двумя же десятилетиями раньше «Страсти по Андрею» (так изначально назывался фильм) были подвергнуты цензуре. Ажиотаж вызвал эпизод с языческим праздником Ивана Купалы: обнаженные девушки и юноши ночью купаются в реке перед назревающей оргией.

 

Недостойные приключения итальянцев в России

В картине «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) переодеваться за ширмой позволила себе итальянская актриса Антония Сантилли. В то время даже такая сцена являлась настоящей режиссерской смелостью!

Однако несмотря на откровения известной итальянской актрисы, отобрать лавры секс-символа советского кинематографа у Светланы Светличной она не смогла.

В 1968 году Светличная поразила общество своим ракурсом в «Бриллиантовой руке». Природные качества актрисы были по достоинству оценены многомиллионной армией поклонников. С тех пор каждый мужчина в СССР мечтал о такой же спутнице жизни.

 

Холодная осень 1974-го

Одной из первых картин с эротической сценой в отечественном кино стала драма о супружеской измене в фильме «Осень» Андрея Смирнова.

Чтобы вернуть утраченные чувства, двое бывших любовников уезжают в глубинку, где предаются ностальгической неге. Смотреть на это специально собирались целые залы. Солировала в постельной сцене актриса Рудная. Все было исключительно скромно, главным действующим лицом эротических актов являлась большая простыня, да и длилась вся эта вакханалия страстей не больше минуты. Несмотря на это, лента вызвала шквал недовольства в правящих кинематографом кругах. Скандальная сцена стала серьезным поводом для обсуждения на расширенной коллегии Госкино СССР и Союза кинематографистов.  Режиссер Смирнов бесстрашно отстаивал свою позицию, уверяя, что советские люди умеют целоваться «с языком», что ничего порочного в этом действии нет, и чуть ли не предлагал совершить его с любой присутствующей дамой… И все же этот эпизод часто вырезался в прокате во многих регионах.

Леонид Кулагин и Наталья Рудная в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1974).

 

Любовь под цветомузыку

Первым советским фильмом, содержавшим эротическую сцену и избежавшим при этом ограничений в прокате, стал «Экипаж» (1979) Александра Митты. Фильм-катастрофа получил небывалый кассовый успех и народную любовь.

Зрителей более всего прочего взбудоражила постельная сцена с полной обнаженкой – с участием Леонида Филатова (красавчик-бортинженер) и Александры Яковлевой, сыгравшей его очередную пассию – стюардессу Тамару. Любовный акт был снят по-пижонски: под цветомузыку и через модный дизайнерский аквариум…

После «Экипажа» Яковлева колдовала на экране в новогодних «Чародеях», а впоследствии стала вице-мэром Калининграда и затем большой шишкой в РЖД.

Александра Яковлева и Леонид Филатов в скандальной сцене в картине Александра Митты «Экипаж» (1979).

Большой секс с «Маленькой Верой»

Это кино по праву занимает место в нашем рейтинге эротики, поскольку «Маленькая Вера» Василия Пичула – первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт. Премьера состоялась в марте 1988 года.

Главная героиня (Наталья Негода) живет в приморском городке с приземленными рабочими родителями, слоняется без дела, пьет самогон и грустит. Однажды на дискотеке она знакомится с развязным эффектным студентом (Андрей Соколов). Увы, новый знакомый не пришелся ко двору в ее простой пролетарской семье.

55 миллионов человек посмотрели тогда этот фильм – историю семьи «разлива» 80-х годов, с разладом родителей и детей, с любовью юной Веры, с ее попыткой самоубийства, после того как отец едва не убил ее друга Сергея.

Сексуальную сцену, которая длилась полторы минуты (Вера в позе «наездницы» на возлюбленном), в 1988-м обсуждали практически всей страной. Как же, обнаженка и соитие в кадре! У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди с давкой и потасовками. Сейчас эта сцена кажется вполне себе невинной, а тогда она сделала фильму «Маленькая Вера» невиданную рекламу и сумасшедшие кассовые сборы по всему Советскому Союзу. В народ ушла эпиграмма: «Сегодня все разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена».

 

Богиня ста дней

И все же главным секс-символом советского кино была Елена Кондулайнен. А все из-за супероткровенных по тем временам сцен, в которых она снялась. Как заявляет сама Елена, на тот момент ей терять было нечего. Умерла мама, и женщина осталась с ребенком на руках. Поэтому сниматься в «Ста днях до приказа» (1990) согласилась сразу.

– До этого я уже снималась в откровенных сценах в таких картинах, как «Две версии одного столкновения» и «Фламинго приносит счастье», – вспоминает Елена. – Но те роли были просто цветочки. В «Ста днях до приказа» съемки проходили в воде, а детали моего тела взяли крупным планом… Уже после первых дней съемок я решила покончить жизнь самоубийством. Спас меня водитель. Когда он отвозил меня со съемок домой, я ему все рассказала. А он в ответ сказал, что в Древней Греции женщин, обладавших красивым телом, приравнивали к богиням. Мне это польстило, и я продолжила сниматься.

И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ!..

Фильм «Москва слезам не верит» стал настоящим событием. Вера Алентова сыграла в эротической сцене на пару с Баталовым. Гоша и Катя… Ну а режиссером той самой эротической сцены был ее муж. В 1981 году это было очень смело.

 

Разве это личико Гюльчатай?

 

Режиссерам нравилось снимать обнаженную Татьяну Догилеву. Говорят, ее женские прелести сводили с ума многих членов съемочных групп. Откровенные сцены с участием Догилевой есть во множестве фильмов: «Яма», «Бармен из «Золотого якоря» и в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь» (1982).

Александра Захарова в фильме «Убить дракона». 1988 год.

Лариса Гузеева в фильме «Спальный вагон». 1989 год.

При использовании материалов активная ссылка на сайт ussr-kruto.ru обязательна!

 

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>