Со сбитым 1 мая 1960 года в Свердловской области американским самолетом-разведчиком У-2 «Локхид» до сих пор связано много тайн. В ходе операции «Оверфлай» («Перелет») «Черный разведчик» должен был пересечь территорию СССР с юга на север на высоте 21 000 метров. Однако самолет-шпион сбили. Обломки самолета Никита Хрущев велел выставить напоказ. А вот один из двигателей, который упал в болото и относительно прилично сохранился отправили в закрытый КБ. О том, что с ним делали, рассказал ветерана спасательной службы Северного Кавказа, почетный спасатель России Илья Пантелеевич Волчков. В те годы он работал инженером-конструктором в том самом в секретном конструкторском бюро.
Секретный двигатель воссоздали полностью
- В то время наше конструкторское бюро, так называемый «почтовый ящик-100», работало при Моторостроительном заводе в Уфе, который выпускал двигатели для МиГов, — рассказал Илья Волчков.
- КБ наше разрабатывало и совершенствовало авиационные двигатели. Одним из наших «ноу-хау» стал беспилотный самолет-снаряд — прообраз крылатой ракеты. Подобной конструкции не было нигде. В 1959 году мне досталось сопровождать ее в Москву на выставку военно-воздушной техники. Увидев наш беспилотный самолет и ознакомившись с ним поближе, Никита Хрущев долго тряс мне руку в знак благодарности.
А буквально через год нам в КБ привезли двигатель с самолета У-2 «Локхид» Пауэрса. КБ специализировалось именно на высотных движках, а американский сохранился почти идеально.
Особенно ценно было то, что в нем не пропали остатки уникальных масел. Нам дали задание изучить двигатель, доработать его и по возможности создать еще более совершенную конструкцию. Наши МиГи в то время не могли достигать таких высот — турбины не выдерживали форсажа, и металл плавился. Детали двигателя подбирались одна к одной. Если винт, к примеру, был посеребрен, мы его тоже серебрили. Изучали структуру металла, делали химанализ. С ядовитой смазкой, система которой оказалась самой сложной, приходилось работать в противогазах. Как мы ни бились, но понять структуру графитовых уплотнителей, которые использовались в маслопроводах не смогли, повторить их не удалось. На больших оборотах масло на стыках текло. Однако двигатель У-2 «Локхид» мы все же воссоздали. Через некоторое время всю конструкцию велели передать в другое КБ. Ну а впоследствии, конструируя движки МиГов, мы добились не меньшей высотности.
В ходе операции сбили У-2 и… МиГ
А теперь напомним предысторию попадания двигателя в руки Ильи Волчкова. Создав «Локхид», американцы были уверены в полной безнаказанности — его полеты проходили в стратосфере на высоте свыше двадцати тысяч метров. Считалось, что в мире нет истребителей и ракет, способных достать самолет-призрак. Поэтому У-2 неоднократно забирались в глубь территории СССР, проводя разведку секретных стратегических объектов (в том числе и космодрома Байконур). Первого мая 1960 года американские спецслужбы начали операцию «Перелет» — самолет-разведчик, ведомый старшим лейтенантом Френсисом Пауэрсом, должен был пересечь территорию СССР.
Поднявшись с пакистанского аэродрома недалеко от города Пешавар, он должен был приземлиться в Норвегии. Самолет взмыл в небо в 5 часов 36 минут. Перед отправкой летчику сказали, что в небе России ему нечего бояться, хотя это была заведомая ложь. ЦРУ знало — на вооружении советских войск ПВО уже есть и ракетные комплексы С-75, и высотные истребители-перехватчики Су- 9. После того как шпион пролетел Ташкент, Аральское море, Троицк и Челябинск, его поймали радары ПВО. Поднятый в шесть утра с постели Никита Хрущев приказал сбить самолет. Базировавшиеся недалеко от Челябинска истребители МиГ-19 достать американца не могли — мешали высота и скорость в 780 километров в час. Но самолеты все же подняли в воздух. А цель поразила уже первая выпущенная с земли ракета — это произошло в 8 часов 53 минуты. Всего в ходе операции по уничтожению выпустили четырнадцать ракет и поразили… два самолета, в том числе и наш. Поднятый на перехват МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, сбила своя же ракета. Пауэрсу повезло, а русский летчик погиб.
Уникальное топливо слили за «ненадобностью»
Ракета взорвалась позади самолета У-2 «Локхид», осколки повредили хвост и крылья. Машина потеряла управление и стала падать. Пауэрс выбрался из кабины и спасся на парашюте. Через полчаса его поймали на земле. Уже без пилота самолет поразила еще одна ракета, и он развалился окончательно. Обломки упали в радиусе 20 километров недалеко от сел Косулино и Поварня Свердловской области. «Небесный дар» местные крестьяне восприняли с энтузиазмом, растащив по домам множество обломков. В частности плоскость, наполненную бесценным для военных экспертов горючим разломали, а горючее слили в траву.
Когда 2 мая спецподразделения прочесывали разделенную на квадраты территорию, для военной науки многое уже было потеряно. Но какова же была радость поисковиков, когда из болота извлекли один из двух двигателей! По распоряжению Хрущева остатки самолета доставили в Москву в Парк культуры и отдыха Максима Горького, а движок отправился на исследование в Уфу.