У фильма «Большая перемена» легкая зрительская судьба. С первого же показа картина стала поистине народной, и с годами любовь зрителей к этому фильму не уменьшилась. Обласканная славой «Большая перемена» и 35 лет спустя собирает у голубого экрана тысячи поклонников разного возраста и поколений
Приключения учителя
На самом деле истории про школьного учителя Нестора Петровича не 35 лет, а почти полвека. Ее придумал писатель Георгий Садовников и изложил в 50-х годах прошлого столетия в своей повести «Иду к людям».
– Я год работал учителем истории в школе рабочей молодежи в Краснодаре. Это произвело на меня сильное впечатление, и не написать об этом я не мог, – рассказывает Георгий Михайлович. – Книгу увидел режиссер Алексей Коренев, и мы вместе с ним написали сценарий фильма и назвали его «Приключения школьного учителя».
Учительский бунт
– Что тут началось! – продолжает Садовников. – В «Вечерке» в рубрике «Хроника «Мосфильма» появилось малюсенькое сообщение о начале съемок картины. И уже на следующий день в Министерство образования пришло 400 писем от возмущенных учителей. «Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения – вещи не совместные!» Министерство потребовало сценарий, но там оказались люди с чувством юмора. И заставили нас лишь поменять название. Затем я, режиссер, оператор Анатолий Мукасей и еще пара человек из съемочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов. «За лучшее название ставлю бутылку коньяка!» – предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: «Большая перемена». И честно заработал свой коньяк.
Плагиат
Надо сказать, что до «Большой перемены» режиссер Алексей Коренев снял такие замечательные фильмы, как «Вас вызывает Таймыр», «Ловушка для одинокого мужчины» и «По семейным обстоятельствам», где Ролан Быков сыграл врача-логопеда с улицы «Койкого». Но в начале карьеры у него были неприятности. В 1957 году Коренев снял фильм «Черноморочка», который обругали в «Правде». Ему потом долго не давали снимать самостоятельно. Поэтому в «Большой перемене» Коренев решил подстраховаться. И вписал в фильм эпизод, где Нестор Петрович говорит подопечным о необходимости учиться. А текст монолога режиссер содрал из… доклада Брежнева. Коллеги шутили: «Леш, а ты не боишься, что Брежнев подаст на тебя в суд за плагиат?»
Случайная встреча
Фотопробы на главную роль Ганжи прошли Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался сниматься и попросил свою супругу, студентку Школы-студии МХАТ Светлану Крючкову, отвезти сценарий на киностудию. В дверях она столкнулась с режиссером Алексеем Кореневым, который тут же обратил внимание на девушку и попросил ее прийти на репетицию и попробоваться на роль жены Ганжи – учительницы литературы Светланы Афанасьевны.
«Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил задачу режиссер. Крючкова сопротивлялась, сопротивлялась и… укусила Збруева за палец. Придя домой, Светлана расстроилась: «Не возьмут». Но на следующий день ей позвонили и сказали: «Вас утвердили – только на роль Нелли Ледневой».
А женой Ганжи стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.
Друзья на экране
Алексей Коренев попросил поучаствовать в массовках своих знакомых. Поэтому 9-й «А» класс в «Большой перемене» (за исключением главных героев) – это друзья режиссера. Девушку с ребенком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже окончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живет в Америке).
Коренев хотел снимать и свою младшую дочь Лену, которая собиралась стать актрисой (она играла в его предыдущей картине, а спустя 10 лет прославилась как Людочка из «Покровских ворот»).
– Папа пробовал меня на роль Люськи – ветреной подружки танцора Генки Ляпишева, – говорит Елена Коренева. – Но я решила, что не являюсь комедийной актрисой, и не стала сниматься. А зря.
Особый шик
Модно одетые героини «Большой перемены» стали примером для советских девушек. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Ледневой, или такое же платье, как у жены Ганжи.
Наряды эти придумала известный на «Мосфильме» художник по костюмам Шелли Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актеры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу: не буду, мол, и все тут. Режиссер сначала негодовал: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» – а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.
Больные руки
Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть – забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой – левая…
– Мы заметили этот прокол на монтаже, – продолжает Георгий Садовников, – но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны… Оставили так, как есть. К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине.
Потрясающая компания
Актеры в один голос говорят о том, что «Большая перемена» получилась светлой и доброй, потому что на площадке царила дружеская обстановка. Так, Евгений Леонов сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно – «молодость вспомнил».
– Компания собралась потрясающая, – вспоминает Нина Маслова. – Все молодые, веселые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, все равно было хорошо.
У режиссера и съемочной группы не сложились отношения только с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. «Моя сестра рассказывала, что Миша вел себя на площадке как актер, который не доверяет режиссеру, – говорит Елена Коренева. – Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчеркивал, что случайно попал в фильм».
– У Кононова был такой прием. Чтобы «разогреть» себя, ему надо было с кем-то поругаться, – вспоминает Георгий Садовников.
Знакомое лицо
Как уже было сказано, натурные съемки производили на ярославском заводе. Однажды охранник тормознул съемочную машину на проходной и потребовал пропуск. Водитель стал говорить, что, мол, мы киногруппа, но охранник уперся. Кто только ни просил его уступить: Ролан Быков, Михаил Кононов, Александр Збруев… Охранник никого не признал. И только когда из окошка авто высунулся Савелий Крамаров, заводской страж расплылся в улыбке: «А, и вы тут! Проезжайте!»
Жена Ганжи
Картина имела невероятный успех, став в один миг одной из самых любимых в нашей стране: в час телепоказа улицы пустели, люди спешили домой, к экранам. А почти все молодые актеры, снимавшиеся в нем, стали настоящими звездами. Дуэт Натальи Богуновой и Александра Збруева оказался настолько блестящим, что многие действительно поверили, что они муж с женой. Актриса рассказывает, что когда она садилась в троллейбус (ей приходилось часть ездить от общежития до студии), то постоянно слышала за спиной шепот: «Вон, вон жена Ганжи едет».
Фразы из фильма:
– Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом – бац! – вторая смена.
– Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Все должно быть шарман, черт подери!
– У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, все в школу бегаешь.
– Я тоже человек! Я целоваться хочу!
– Внимание! Аттракцион невиданной жадности!
– Значит, она ваша невеста.
– Да. Но она об этом еще не знает!
– Самое прекрасное лекарство – работа.
прошу прощения, на первом фото ошибочная подпись — рядом с Ганжой_Збруевым не Ролан Быков (милиционер), а Лев Дуров.
Спасибо за уточнение!
еще раз прошу прощения ))
Петрыкин — это фамилия строителя (роль Ролана Быкова), роль Льва Дурова — милиционер, и его фамилия в фильме, если мне не изменяет память, не озвучивается.
это я к тому, что подпись под первой фотографией опять придется подкорректировать, например так: Ганжа — Александр Збруев и милиционер — Лев Дуров.