Дорогая наша «Бриллиантовая рука»

Искрометной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» совершенно ни к чему закадровое ржание нынешних комедийных сериалов – она на самом деле безумно смешная! Гениальные актеры, каскад трюков, фразы, ставшие афоризмами, замечательные песни – все это сделало картину классикой комедийного жанра.

Дикие нравы

После «Кавказской пленницы» перед режиссером Леонидом Гайдаем вновь встал извечный вопрос: «Что делать?». Дабы не простаивать, режиссер решил снять милый пустячок – «Бриллиантовую руку» (1968).

Гайдай написал сценарную заявку «Контрабанда» с главным героем по имени Семен Семеныч.

Сценарий он писал в соавторстве с Яковом Костюковским и Морисом Слободянским. Они сотрудничали на моментально ставшими хитами «Операции «Ы» и все той же «Кавказской пленнице».

Костюковский вспомнил, что в еженедельнике «За рубежом», где, естественно, клеймились «их нравы», он читал материал о контрабандистах, попытавшихся нелегально провести бриллианты. Жизнь подбрасывала гениальный сюжет, который и не выдумать.

– А потом, – говорит Костюковский, – эта история к нам же и вернулась: когда фильм уже вышел на экраны, напечатали другую заметку про каких-то контрабандистов в Альпах, которые, посмотрев «Бриллиантовую руку», решили воспользоваться этой идеей с гипсом…

Большой облом

Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов. Внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», а ради морских видов группа уезжала в Сочи, Туапсе и Адлер.

Волосы на груди

На Ленинском проспекте в Москве снимали сцену в подземном переходе, когда здоровенный амбал пугает бедного Горбункова вопросом: «Который час?», поигрывая цепочкой и бицепсами. В этом эпизоде Никулин уговорил сняться ленинградского журналиста Леонида Плешакова, пообещав дать тому интервью. Но было одно условие. Глядя на будущего партнера, актер поинтересовался: «У вас есть волосы на груди?» Плешаков обнажился, и поросль на его груди идеально подошла под режиссерский замысел Гайдая. Съемки этой сцены продолжались четыре часа, а вот интервью журналист так и не получил.

Смерть героя

Поскольку снимали хоть и иронический, но детектив, не обошлось без криминала. Уборщица в подвале гостиницы Адлера, где жила группа, обнаружила под простыней, как и положено, труп Юрия Никулина. Слух о смерти всенародно любимого артиста волной цунами прокатился по стране. Виновником этого ужаса оказался… манекен. Точная копия Семена Горбункова, приготовленная реквизиторами для сцены, когда героя выбрасывают из багажника летящего автомобиля шефа.

Юрию Никулину пришлось срочно звонить маме в Москву. К счастью, он опередил «доброжелателей», ибо звонки с соболезнованиями пошли лавиной ровно через два часа.

Восемь дублей

Кстати, в «Бриллиантовой руке» семейство Никулиных снималось в полном составе. Татьяна, жена Юрия Владимировича, играла экскурсовода в далекой стране. А тогда 10-летний сын Максим играл мальчика, что шагает по воде как Иисус с нимбом над головой. Съемки происходили под Туапсе. Брод сделали просто – под водой укрепили доску.

Сына Горбункова играл 5-летний москвич Митя Николаев. Опять-таки все помнят, как малыш лихо «залепляет» Графу (Миронову) в глаз мороженым из пистолета. На самом деле стрелял в Миронова ассистент режиссера, стоявший за кадром, да еще и не мороженым, а смесью творога с молоком. Зато 8 дублей!

Не виноватая я!

Съемки в кинофильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» едва не стоили актрисе Светлане Светличной карьеры. Исполнительнице роли легкомысленной «соблазнительницы с халатиком» пришлось продемонстрировать первый и едва ли не единственный в советском кинематографе профессиональный стриптиз. Абсолютно безобидная по сегодняшним временам сцена 36 лет назад была признана критиками излишне откровенной и скандальной.

– Когда снимали сцену в гостинице, – вспоминает Светлана Светличная, – я вдруг увидела, что в группе одни мужики. Никулин посоветовал «не обращать ни на кого внимания и смотреть только на него».

«Тьфу, идиот!»

Конечно, 35 лет назад кинотехника оставляла желать много лучшего. О компьютерных технологиях еще и слыхом не слыхивали. Поэтому сложнее всего было с трюковыми сценами в подводных съемках. Легендарная фраза «Тьфу, идиот!», с большим чувством произносимая Анатолием Папановым, на самом деле относилась к… ассистенту режиссера. Море в день съемок было очень холодным. Как назло, из-за технических сложностей кадр никак не получался, и поэтому было много дублей. Вот и взорвался совершенно окоченевший и измученный Папанов. Именно этот кадр Гайдай не преминул оставить в фильме.

Потрясный финал

С финалом картины тоже произошла трагикомическая история. По сценарию был другой финал. На костылях ковыляет Горбунков – Никулин, а Надежда Ивановна (Нина Гребешкова) смущенно говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать, что у нас будет ребенок…» Вроде бы неплохо, но жизнь распорядилась куда лучше. Решили снять их прогулку на катере. Над причалом висел большой крюк, который раскачивался над лодкой. И произошел несчастный случай: крюк упал Никулину на голову. Это случилось совершенно неожиданно – все онемели! Но Никулин, конечно, великий артист! Он все стерпел, хотя крюком ему рассекло кожу, было даже небольшое сотрясение мозга… Но камера снимала, Юра играл так, будто этот трюк был предусмотрен сценарием! И именно этот дубль, в отличие от сценарной концовки, Гайдай поставил в фильм при окончательном монтаже.

Невинные вещи

На последней стадии монтажа Гайдай, к вящему непониманию и ужасу группы, вставил в «Бриллиантовую руку»… атомный взрыв. Ошарашенным коллегам он туманно объяснил, что «кадр символизирует проблемы сложного времени». Конечно, все придирки Госкино оказались мелкими по сравнению с возражениями против атомного взрыва. Гайдай не шел ни на какие уступки, а план «Мосфильму» необходимо было выполнить до Нового года, иначе пострадала бы вся студия. И когда председателю Комитета по кинематографии Романову сообщили, что Гайдай согласился отказаться от сцены взрыва, тот облегченно вздохнул: «Будем считать, что фильм принят». Так остались «…руссо туристо, облико морале» и прочие «невинные» вещи.

А нам все равно…

Через неделю состоялся первый просмотр фильма. В маленький зал втиснулось много зрителей, среди которых были и Папанов, и Никулин, и Мордюкова. Гайдай сидел отдельно ото всех, в последнем ряду. Министр культуры Фурцева после просмотра впала в ярость: «Что значит «А нам все равно»? Кому все равно? Рабочему классу?» Верная мнению начальства критика пыталась «бомбить» «Бриллиантовую руку», но картина тут же собрала 76,7 миллиона зрителей, заняв первое место в прокате. К 100-летию кино «Бриллиантовую руку» назвали лучшей отечественной комедией всех времен.

 

Крылатые фразы из фильма буквально ушли в народ и вот уже много лет являются полноправными идиомами русской речи.

А у вас ус отклеился…

Бабе – цветы, детям – мороженое!

Бить буду аккуратно, но сильно!

За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.

Как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал!

Куй железо, не отходя от кассы!

Не виноватая я! Он сам пришел!

На его месте должен был быть я…

– Напьешься – будешь!

Наши люди в булочную на такси не ездят!

У нас управдом – друг человека!

– Ну, будете у нас на Колыме…

– Нет, уж лучше вы к нам!

Руссо туристо – облико морале, ферштейн?!

Спокойно, Козлодоев, сядем усе!!!

Туалет типа сортир, отмеченный на плане буквами «Эм» и «Жо»…

Ты зачем усы сбрил, дурик?

Чтоб ты жил на одну зарплату!

Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты!

Я все поняла! У тебя там не закрытый, а открытый перелом!

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>