Легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»

Легендарный телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» в следующем году отмечает свой 27-й день рождения. Зрители с первого же свидания, назначенного Высоцким и Конкиным на ТВ, влюбились в их Жеглова и Шарапова…

 Место встречи – на ТВ

Фильм, как известно, поставлен по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». А в основу книги легло судебное дело кандидата медицинских наук Евгения Ильича Миркина, который в 1944 году был обвинен в убийстве жены и приговорен к смертной казни. Муровцы профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нарыли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и Миркин был оправдан.

Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец.

А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался). В результате Шараповым стал Владимир Конкин.

Голос за кадром

– Помню первый съемочный день – 10 мая 1978 года, –вспоминает Говорухин. – Вечером мы поехали отмечать юбилей Марины Влади. И тут Высоцкий меня просто «убил», сказав, что сниматься больше не хочет. Очевидно, он увидел объем работы и понял, что надо вкалывать. Кроме того, прошел год с того момента, как мы решили снять фильм. За это время многое изменилось – у Высоцкого появилась возможность выезжать за границу чаще. Раньше его со скрипом отпускали во Францию на два дня, а теперь он мог путешествовать по всему миру. Я понимал, что картина все равно была бы, пусть даже с другим актером, но все-таки убедил Высоцкого остаться, пообещав отпускать его почаще во время съемок.

Говорухин свое слово сдержал. Даже в ущерб художественной достоверности. К примеру, когда снимали сцену погони за Фоксом (а работа над ней продолжалась почти месяц!), Высоцкого на съемочной площадке не было. Зритель слышит только закадровый голос Жеглова, а он был записан уже в студии. Эпизод же, где Жеглов разбивает стекло машины, сняли в самый последний момент всего за пару часов.

Помогите, кусают!

По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь.

– Он очень хотел спеть несколько своих песен, – продолжает режиссер, – но я посчитал, что это разрушит образ и в картине появится уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил, «если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского».

Трудностей на съемках было немало. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же иногда поклонницы прорывали ограждение. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Володи. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.

Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку.

Сокращенный вариант

Удивительно, но сами авторы фильма не были уверены в его успехе. Дело в том, что Говорухин умудрился непонятно как не перерасходовать ни одного рубля. Он снял семь серий вместо пяти. Но Лапин, бывший тогда председателем Гостелерадио, потребовал две серии выкинуть. И их вырезали из готового фильма. Чтобы не изуродовать ленту механическим изъятием целых сцен, сокращали по маленьким фрагментам и эпизодам. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. Говорухин сдал изъятые куски в архив Одесской киностудии, где они благополучно потерялись.

Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижался… расход коммунальной воды.

«Не горюй! Моей будешь!»

Для многих актеров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками. Лариса Удовиченко (Манька-Облигация) после фильма стала получать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!», а один вернувшийся с зоны зек пришел к ней домой, так что пришлось вызвать милицию. Но несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.

Но есть «высший судия» – время. Время все ставит на свои места. Фильмы, нахватавшие множество призов, через два года никто не может вспомнить, «Место встречи» продолжают смотреть. За эти годы картина обросла множеством мифов, которые народная молва «штампует» с особым усердием. Сейчас даже сами создатели сериала с трудом отделяют правду от фантазий. Впрочем, все это лишь подчеркивает то, что фильм, так и не получивший ни одной официальной награды, завоевал самую главную из всех возможных – всенародное признание.

Легенды, связанные со съемками картины, не поддаются исчислению. Эти мифы мы и попытались развенчать сегодня.

Миф первый

Бюджет «Места встречи» был фантастическим, поскольку «сочувствующие» бандиты часто предлагали спонсорскую помощь.

Эта легенда особенно веселит авторов картины. Как мы уже сказали, финансирование картины было почти символическим. По словам Говорухина, фильм стоил 800 тысяч рублей, в то время как обычная односерийная картина обходилась «Мосфильму» в 500-600 тысяч. Приходилось экономить буквально на всем. «Тогда же как было: делаешь перерасход – у тебя из гонорара штраф вычитают. Экономили даже на реквизите. В фильме использовались всего два автомобиля: «Фердинанд» (на котором колесили муровцы) и «Студебеккер» – именно его и пришлось утопить в Яузе при съемках погони за Фоксом. Муровский же автобус до сих пор жив – полюбоваться на него можно в музее «Мосфильма».

Миф второй

Многие известные актеры отказались сниматься в фильме из-за низких гонораров.

Да, несколько известных актеров действительно не согласились сниматься, но мотивы у них были далеко не финансовые. К примеру, Ролан Быков, который должен был исполнить роль Горбатого, к сценарию отнесся с легким раздражением. «Я и так невысокий, надо мной из-за этого всегда подшучивали. А вы мне предлагаете сыграть горбуна», – обескуражил он Вайнеров. В итоге на роль «крестного отца» советских бандитов пригласили Армена Джигарханяна.

Лариса Удовиченко и вовсе шокировала всю съемочную группу. Говорухин предложил актрисе роль Вари, любимой девушки Шарапова. Но Удовиченко оказалась непреклонна: «Либо Манька-Облигация, либо я играть не буду!»

Знаменитые фразы:

Есть подозрение, мил человек, что ты стукачок.

Кошелек-кошелек… Какой кошелек?

Ну и рожа у тебя, Шарапов!

Вор должен сидеть в тюрьме!

Кабаки и бабы доведут до Цугундера!

Обмануть хотел? Дурилка картонная…

Собака лаяла на дядю фраера…

А не было у тебя, говорят, сукин сын, умысла на теракт?!

Вы не жулик. Вы человека убили.

Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!

Да, история паскудная. Трибуналом пахнет.

Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

Значит так, братцы-кролики. Деньги казенные, не вздумайте там шиковать на них.

Теперь – Горбатый! Я сказал – Горбатый!

.

Легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя»: 2 комментария

  1. В этой статье много сказано о съёмках «Место встречи изменить нельзя». О киноляпах хорошо бы ещё написать.

  2. А все потому, что в это время по телевизору показывали фильм Место встречи изменить нельзя с самим Высоцким!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>