На дворе стоит «глубокая перестройка», а на страницах «Спутника кинозрителя» маститый кинокритик Виктор Демин пишет о новом фильме Александра Муратова «Криминальный квартет»: «Четыре супермена из МУРа перебили, считай, батальон рэкетиров! Что еще надо нашему сегодняшнему скучающему зрителю? Тем более что общественное подсознание так тоскует по сильной руке, пусть жестокой, но справедливой…» Демин тут же отмечает, что картина эта обречена на шквальный, обвальный, десятибалльный кассовый успех. С тех пор прошло много лет, а «Криминальный квартет» не сходит с экранов, так же любим зрителями и актуален. Увы, коррупцию в нашей стране изжить так и не удалось
Первоначальный капитал
Сценаристом так полюбившегося зрителям фильма стал студент ВГИКа, а ныне медиамагнат, владелец издательского дома «Провинция» Борис Гиллер.
Поставленный по сценарию Гиллера «Криминальный квартет» был одним из последних советских фильмов, который в 1989 году посмотрели 30 миллионов зрителей. А Гиллер был первым советским сценаристом, который получил не обычный гонорар, а 2,5 процента с проката – 120 тысяч рублей, астрономическую по меркам того времени сумму. Эти 120 тысяч и стали основой всего нынешнего многомиллионного бизнеса Гиллера.
Причем еще в начале 90-х его сотрудница, обладавшая дипломом специалиста по непонятной тогда никому профессии «имиджмейкер», дала Гиллеру дельный совет: «Человека с большими деньгами всегда будут считать вором. Поэтому всегда и везде рассказывайте, как и откуда начался ваш бизнес!» Вот он и рассказывает, начиная с тех самых 120 тысяч.
Фингал под глазом
– После института я работал в милицейской многотиражке «На страже» в Алма-Ате, – говорит Гиллер. – Оклад – 95 рублей, ночью – по засадам. Менты были мои друзья, именно о них я вскоре и написал сценарий «Криминального квартета».
Затем было поступление на сценарный факультет ВГИКа. Там я понял, что и в кино сидят обычные нормальные люди. А я талантливее! Главное, не надо ничего бояться! Надо просто работать, все остальное понты. Дальше был «Криминальный квартет».
Кстати, сценарий смешно появился. Готовился я в Москве к экзаменам. И был мой день рождения. Пришли какие-то девушки, а с ними знакомый парень Валька. Ну, естественно, выпили, слово за слово – и, конечно, мы с ним подрались. На носу экзамен, а под глазом – фингал. Ничего я сдавать не пошел, а сел писать. Неделю творил. В день по 20 страниц. Получил около 6000 рублей аванса. А сволочь Валька приходил ко мне и нагло требовал: «Блин, ты это, денег-то дай! Я же соавтор сценария».
А уже потом был издательский кооператив, на который и пошли 120 тысяч от «Квартета»…
Четыре супермена
По сценарию следователь прокуратуры Семен Портнов обнаруживает на одной из торговых баз города партию бракованной обуви. Он возбуждает уголовное дело. Семен даже не подозревает, кому перешел дорогу.
Через некоторое время у Портнова пропадает маленький сын. Следователю звонят похитители и требуют, чтобы он немедленно закрыл дело. В противном случае ребенок будет убит.
На помощь Семену приходят трое друзей. Знакомы они еще с детского дома и всегда готовы выручить друг друга. Отважная четверка настоящих мужчин вступает в борьбу с мафией…
Во имя справедливости
– Роль Сараева (Сарай), которую я сыграл в «Криминальном квартете», мне очень близка. За нее мне нисколечко не стыдно, – говорит артист Борис Щербаков. – Сараев настоящий мужик, с характером, с волей, со способностью принимать решения, быть там, где он нужен, – согласитесь, качества, достойные признания. Фильм снимался в конце 80-х, тогда было принято показывать работников милиции в отглаженной форме и чищеных ботинках, а в «Криминальном квартете» менты – совершенно нормальные, живые люди, ходят в джинсах, говорят не только о законе и творят черт-те что. Причем если бы у меня в жизни возникла похожая ситуация, пошел бы на самостоятельное расследование. Дело в том, что в фильме дело упрощалось тем, что двое из четверых друзей работали в правоохранительных органах. Это обстоятельство им сильно помогало, давало дополнительные права и возможности. Все-таки некий «поддавочек» по сценарию для персонажей был уготован. Но даже без подобных «льгот» я все равно ввязался бы в расследование. Вплоть до самосуда. Стал бы этаким «ворошиловским стрелком». Ну должна же быть справедливость!..
Без продолжения
– Этот фильм стал своеобразной предтечей сериала «Улицы разбитых фонарей», – продолжает Щербаков, – который сейчас так популярен. Может быть, картина появилась слишком рано, поломала все стереотипы, но она все же имела бешеный успех. Зрители поняли – значит, мы не зря работали. Поначалу режиссер Александр Муратов хотел снимать продолжение, но произошла какая-то задержка с написанием сценария… Время было упущено. Тем не менее Муратов хотел нас четверых снова соединить в одной картине и сделал это, но уже в фильме «Д.Д.Д.» – в совершенно различных ситуациях, в разных сериях, но всех четверых снял.
– Выкладывались по полной, – вторит Владимир Стеклов, – вечером спектакль, а после спектакля едешь на ночные съемки… Именно так снимали «Криминальный квартет» – по ночам, после того как соберутся артисты, занятые в вечерних спектаклях. Съемки до шести утра, два часа спишь. И – дальше…
Без напряга
– Помню, как-то во время съемок в «Криминальном квартете» с Колей Караченцовым произошло ЧП, – вспоминает Щербаков. – Он человек спортивный, все любит сам делать, специально для фильма учился карате, ушу… Я-то так не напрягался, по фильму мой герой «мочит» всех одним ударом кулака. Мы снимали сцену: я выхожу из машины, бью охранника кулаком, он стоит, тогда подбегает Коля и валит его приемом карате. Подготовили дублера – профессионального каратиста, он стоит в гриме, в костюме и ждет – дадут ему заработать или нет. А Коля уперся: «Я сам!» В результате сцену сняли, но Коля выбил мениск, пришлось останавливать съемки…
Творческая биография
– В «Криминальном квартете» я играл мафиози и был первым российским актером, который произнес с экрана: «Пидаразе!» – вспоминал позже Семен Фарада. – Коля Караченцов говорил мне:
– Что же вы в одном слове делаете столько ошибок?
– Да, – отвечал я, – пидаразе!
Так эта сцена и вошла в картину, а фраза запомнилась. После того как фильм прошел по телевидению, с моим сыном Мишей мы шли по Добрынинской улице в универмаг, купить что-то к школе. Мимо проходили девушки, лет по восемнадцать. Одна из них увидела меня и радостно воскликнула:
– Ой, смотри – пидаразе!
– Папа! Я их сейчас убью! – закричал Миша.
– Миша, – сказал я с легким укором, – девочки внимательнее тебя следят за моей творческой биографией.
P.S. Приз на IX Международном кинофестивале криминальных фильмов в Коньяке (Франция, 1990).
Фразы из фильма:
– «Спартак» отпадает – я туда по абонементу хожу, там при входе нет ступенек.
– Ну, тогда остается родное «Динамо»…
– Мужики, вы как лесорубы: с бабами о лесе, в лесу – о бабах.
– Ты мне веришь?
– Ага, только тебе и верю.
– Ты не знаешь, кто придумал поговорку «Тише едешь – никому не должен»?
– Что, дорогой, что-то потерял? Говорил же тебе, возьми талоны.
– Не пидарасом, а педерастом! Надо же умудриться в одном слове три ошибки сделать!
– Тут тонкая работа – бить наверняка, за собой никого не оставлять.
– 17-й, 17-й, слышь меня? Витек, не встревайте без моей команды. В крайнем случае пусть жгут вагоны – они тоже на связи. Тяните время, изображайте лопухов…
– Чего стоишь, стахановец?