Фильм «Чучело» стал едва ли не лучшей режиссерской работой Ролана Быкова. Картина вышла на экраны в 1984 году после долгой и трудной борьбы с аппаратчиками. А в 1986 году этой картине была присуждена Государственная премия
В самом начале фильма, с экрана на нас смотрят веселые и живые ребята. Они резвятся, собравшись на скамейке погожим осенним днем. Мальчики неуклюже, еще по-детски ухаживают за девочками. Хорошенькие девочки держатся с достоинством принцесс.
Но стоит камере приблизиться, стоит зрителю рассмотреть их как следует и услышать их разговоры, как все очарование сценки пропадет. В беседах ребят – ранний житейский опыт, в интонации – яд циничной иронии.
Валька-Живодер влюблен в деньги истово, до самозабвения. Бескорыстие для него – признак крайней глупости.
Красивая Мариша замкнулась в холодном ожесточении. Люто ненавидит она родной город, презирает свою мать-парикмахершу.
Модница Шмакова – вполне сложившаяся, профессиональная интриганка. С таким талантом Шмакова обязательно сделает карьеру. Уж она то понимает толк в искусстве управления людьми.
Железная Кнопка – самый удивительный персонаж, своего рода открытие авторов. Малышка с ледяным, голубым взором, она держит в руках весь класс. Железная Кнопка – прирожденный идеолог, из тех, что могут умереть за «идею», однако с еще большей готовностью крушат головы других.
И наконец, Димка Сомов – признанный лидер класса. По характеристике самих ребят – «красавчик, голова на пятерки работает, и родители деньгу зашибают». Кроме того, Димка считается человеком отчаянно смелым. Впрочем, липовая его храбрость рассыплется в прах при первых серьезных испытаниях.
Фильм заставлял зрителей поначалу усомниться: полно, да дети ли это? Однако чем дальше развивались события на экране, тем яснее становилось, что фильм – острейшая драма, всерьез и достоверно изображающая жизнь.
И вот уже симпатичные дети бегут по уютным улицам старинного города – мимо деревянных домишек и кирпичных особняков, мимо древних храмов и гонят, как зайца, худенькую, невзрачную девчушку с испуганными глазами. Вот она споткнулась, упала, и подоспевшие преследователи начали ее бить.
Тем временем звучит монотонная речь экскурсовода: «Эти памятники являются бесценной сокровищницей…» А поодаль детишки нещадно избивают свою одноклассницу. Экскурсанты, покачав головами и посетовав на нынешние нравы, расселись по удобным «икарусам» и укатили осматривать очередное «культовое сооружение». На вялые протесты прохожих подростки бойко отвечали: «Мы играем!», – через силу улыбаясь, подтверждала и жертва. Кровь из носа у нее при этом текла вполне настоящая, и били ее явно не в шутку. Но взрослым удобнее согласиться, что это всего лишь игра.
Многие люди посмотревшие фильм не желали верить в то, что показанное правда, писали в редакции газет: «Это клевета, наши дети не такие». Но, увы, это была правда: дети узнавали в фильме свой класс, свою школу, себя…
Исполнительницу на роль Лены оказалось найти среди многочисленных претенденток очень непросто. Было сколько угодно подростков, соответствующих образам Шмаковой, Сомова и даже Железной Кнопки, готовых привнести в них адекватные личностные свойства. А существо «с наивными, распахнутыми в мир глазами», какое требовалось режиссеру Быкову, не находилось.
– В моем детстве была похожая ситуация, – поделился в одном из своих интервью режиссер, –и была девочка с наивными глазами. Я запомнил ее на всю жизнь. Начиная картину, я сделал ошибку – я стал искать такой же типаж. Я просмотрел семнадцать тысяч детей. Те, у кого были наивные глаза, фальшивили. Лисы с зубами волка. У ребенка ХХ века не может быть наивных глаз. Наивность осталась только как болезнь или притворство.
В конце концов на роль Лены Бессольцевой была счастливо найдена Кристина Орбакайте. Великолепно сыграла она непонимание своей героиней того, что с нею реально происходит. Над нею смеются, издеваются, она же предполагает, что все это проявления пусть неуклюжей, но безобидной веселости.
– Это судьба, наверное, говорит Орбакайте. – Очень много в жизни связано со случаем: оказаться в нужное время в нужном месте. Фильм «Чучело» – это первая удача в моей жизни. Сначала мой образ не понравился, не подошел Быкову – он искал другой. Но потом, когда он отсмотрел тысячи девушек и понял, что девушка с наивными глазами ему не подходит, он решил обратиться ко мне. И моя внешность его устроила…
Первый вариант «Чучела» преследовали, как живого человека, охотились за ним, хотели арестовать. Каждый план картины был под надзором. Больше семи месяцев Быкова заставляли сокращать ее: убрать финал, убрать казнь «чучела», что-то доснять, вырезать, переснять.
Не принимали, запрещали, разрешали, «но при условии»… Он же забрасывал письмами начальственные инстанции, шантажировал, грозил, соглашался, потом отказывался, писал, какие поправки согласен внести и какие не внесет ни в коем случае, он смеялся над своими мучителями, петлял, путал следы, охраняя жизнь своего сокровища.
Московский горком партии под председательством Гришина провел заседание, на котором было принято постановление – фильм в прокат не выпускать. Ролан Анатольевич, знавший все приемы партизанской войны с чиновниками, сумел добраться до самого Андропова и получил его добро на прокат «Чучела». Руководство киностудии оказалось в патовой ситуации: и выпускать нельзя, и не выпускать нельзя. Но председатель Госкино Филипп Тимофеевич Ермаш умел разруливать и не такие ситуации. Он придумал такую схему: «Чучело» было принято госкомиссией, как односерийный фильм, потому что как односерийный фильм он и запускался в производство. Но в процессе съемок картина разрослась до трех часов. Согласно ГОСТу, таких односерийных фильмов в СССР быть не могло. И тогда коллегия Госкино принимает решение: сделать новую редакцию фильма, соответствующую ГОСТу. Т.е. вдвое урезать.
28 января 1984 года состоялась премьера в Доме кино. Было два сеанса – дневной и вечерний. Днем у Дома кино большущая толпа народу без билетов и практически без надежды достать билет. Но люди не унылые, а оживленные. Вечером зал тоже полон. Сцена ярко освещена. Гуськом, тоненькой цепочкой на сцену вышли дети, сделавшие эту картину вместе с Роланом Быковым. Кристина Орбакайте стояла третьей в этом ряду в черном шелковом платье с блестящими звездочками, в белых чулках. Ролан сам представлял фильм. «Я решил нарушить порядок и не просить никого меня представлять. Я не хочу, чтобы вышел человек и сказал: «Это Ролан Быков. Он снял замечательную картину, которую я не видел и с удовольствием посмотрю вместе с вами…»
И вот одноклассники уже гонят по городу Лену Бессольцеву и, приплясывая под шлягер Аллы Пугачевой, сжигают на костре изображение Лены с надписью «Чучело – предатель», а затравленная, потерявшая способность улыбаться девочка кричит своему деду: «Я не хочу жить! Я никогда не смогу радоваться!»
В этот момент взрослые зрители в кинозале цепенеют от ужаса.
По внешнему ряду событий главная героиня Лена Бессольцева терпит поражение. Вместе с дедом (Юрий Никулин) – тоже бескорыстным чудаком, не понятым и затравленным обывателями, они вынуждены бежать из города. Города, в котором величественные храмы давно не слышат молитв о спасении души.
Но по существу, как полагает автор фильма, его героиня одерживает победу, потому что ничто не смогло ее сломать, вытеснить из ее души переполняющие ее веру, надежду и любовь.
На «Чучело» ходили целыми школами, а потом несовершеннолетние зрители писали сочинения и письма режиссеру.
Фильм собрал в прокате около 40 миллионов рублей и стал одним из последних хитов «застоя». В 1986 году «Чучело» получило Государственную премию, и это был знак нового времени.
– Было много писем с благодарностью и восхищением, – говорил уже после выхода кинокартины на экран Быков, – но были и такие: «Мосфильм. Ролану Быкову. Не можете ставить фильмы, лучше не беритесь. За «Чучелу» вас надо за решетку посадить. Чему учите детей? Как можно в наше время, в нашем Советском государстве…» Фильм «Чучело» – лучший тест, по которому определяется подлинное лицо воспитателя и педагога, независимо от их деклараций…
Валерия Горелова, russkoekino.ru