Фильм «Вокзал для двоих» — зал ожидания для страны советов

Начиная с картины «Берегись автомобиля» (1966), Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским создал особый жанр отечественной кинокомедии – «смешные невеселые истории» (так назывался сборник их сценариев). Герой и героиня поначалу чужды друг другу, что не сулит особого веселья. Затем противники постепенно сближаются. Сближение изобилует смешными перипетиями, порой – трагикомическими. «Вокзал для двоих» создан по этому же рецепту. От других «невеселых историй» он отличен тем, что тут, скорее, больше слез, чем смеха. 

Две судьбы

Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за несовершенное преступление: жена вела машину, сбила пешехода. Она – диктор на ТВ, читает сводку погоды. Возможность появляться на голубом экране так тешит ее самолюбие, что, не дрогнув, она ломает жизнь мужу – только бы не лишиться места. Веру, по чьей вине Платон отстал от поезда, также третирует современный деловой бой-френд (прекрасно сыгранный Никитой Михалковым), заставляющий ее торговать «левым» товаром.

Рязанов нарисовал поразительно узнаваемую картину нашей жизни застойных лет. Видимо, это в немалой степени определило зрительский успех фильма.

В кино и наяву

Кстати, мало кто знает, что фильм был снят на основе реальной истории. Поэт Ярослав Смеляков в 1953 году отбывал наказание в лагере и навестил своих друзей – будущих кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, живших на поселении. После дружеского застолья они проспали подъем, и Фрид с Дунским тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока. Не придумана и история главного героя «Вокзала для двоих» – пианиста, взявшего на себя вину жены, которая сбила человека: в свое время так поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.

Отпечаток

– «Вокзал для двоих» снимался тяжело, – поделился с читателями Эльдар Рязанов. – Там произошла такая история. Мы сначала написали сценарий вместе с Эмилем Брагинским (соавтор «Иронии судьбы» и «Гаража») в немножко облегченной манере. Но так сложилось, что уходила зима, и нам нужно было снять сначала финал – кадры в колонии, в лагере. Они наложили очень сильный отпечаток на все то, что было затем нами написано. Это очень странная картина, потому что она снималась начиная с финала. Бегство по снегу, эта изба – все было снято вначале. Но работали мы легко и с удовольствием.

По тундре, по снежной дорожке

– В тот момент, – вспоминает оператор Вадим Алисов, – произошел забавный случай, связанный с погодой. Заключительную сцену, когда герои Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов.

Памятник нерукотворный

Чтобы войти в роль, Олегу Басилашвили пришлось несколько месяцев ездить в Икшинскую колонию, что под Москвой. Иногда он проводил с зэками по двенадцать часов в день. Один из заключенных, пользуясь знакомством с актером, попросил произнести в фильме его фамилию.

– Да, жизнь артиста порой предполагает неожиданные повороты, – вспоминает Басилашвили. – Во время съемок меня консультировал известный авторитет Онофренков. Мы пили водку, и он учил меня, как выглядят и ведут себя люди в зоне. В конце этого «курса» у него была только одна просьба: увековечить его в картине. Я долго думал, как это сделать, и придумал. Помните, когда Гурченко приезжает ко мне на свидание в зону и утром трясет и пытается меня разбудить, а я не могу проснуться и сквозь сон произношу фразу: «Онофренков, кончай!» Так я увековечил своего «наставника».

«Вжилась» в свою роль и актриса Людмила Гурченко – после съемок заключительного эпизода фильма, в котором главные герои бегут по заснеженной трассе, чтобы успеть на перекличку в колонию, у нее были вдрызг разбиты колени.

«Левый» Ипполит

Говорят, что в свое время Эльдар Рязанов дал Басилашвили расписку, что будет снимать его в каждом своем фильме.

– У нас очень теплые товарищеские отношения с Эльдаром

Александровичем, и такая расписка действительно существовала, – уверяет Басилашвили. – Хотя Эльдар Рязанов в работе вовсе не добродушный толстячок: он жесткий, прагматичный человек, и все такие расписки – ерунда. И если актер не «вписывается» в концепцию фильма, то никакая расписка не поможет. А вот сценарий «Вокзала для двоих» писался на меня. Кстати, и в «Иронии судьбы» роль Ипполита, которую сыграл Юрий Яковлев, должен был играть я. Однако в это время у меня умер отец. Мать осталась одна…

Но если вы внимательно еще раз пересмотрите «Иронию судьбы», то увидите, что на пианино у главной героини стояла фотография моя, а не Яковлева. И Мягков именно мое фото рвал с таким удовольствием.

Живи спокойно!

В советские времена существовал неофициальный приз кинозрительских симпатий – читатели журнала «Советский экран» выбирали лучший фильм, лучших актера и актрису года. В 1983-м выбор пал на грустную комедию Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», а Людмила Гурченко, сыгравшая там главную роль официантки Веры Нефедовой, была названа лучшей актрисой года.

– Вера из «Вокзала для двоих» больше всего похожа на реальную Гурченко, – говорит Любовь… – Во всяком случае, она борется так же, как борюсь всю жизнь и я. Ей хватает мужества изменить свою жизнь, поставив на карту все. Иначе нельзя. А после выхода фильма у меня был забавный случай. Приходит мне письмо из «мест не столь отдаленных». Пишет человек о том, что нашел в тюремной библиотеке «Советский экран» с моим портретом на обложке и опытным глазом определил, будто «на шее у меня фуфло, а вот в ушках что-то стоящее», и решил, что как только выйдет, так меня сразу и ограбит. А потом в тюрьму привезли «Вокзал для двоих», его проняло, и он решил меня не грабить и корешам своим запретил меня трогать. Где здесь кончается кино и начинается жизнь?

Театр абсурда

Вторую официантку привокзального кафе с блеском сыграла Ольга Волкова.

– У Рязанова я должна была сниматься еще в «Иронии судьбы» вместе со Смоктуновским, – говорит артистка, – но нас не утвердили, а спустя много лет Эльдар Александрович пришел в Большой драматический театр, в котором я тогда работала, договариваться насчет Басилашвили, чтобы его отпустили на съемки «Вокзала для  двоих». И Олег спросил у Рязанова: «А почему бы тебе не снять еще и Олю?» Так возникла моя роль Виолетты, официантки из ресторана. В поисках фактуры я бросилась на Витебский вокзал, присматривалась к официанткам и сочиняла биографию для своей будущей героини. А когда у «Пассажа» увидела женщину, всю в дорогих камеях, которая, гордо вышагивая, несла авоську с поросячьей головой, то облик моего персонажа созрел окончательно. Моя официантка – персонаж из театра советского абсурда: камеи и борщ в одном флаконе.

Цитаты из фильма:

– Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!

– Девушка. Девушка неприступная. Особенно для транзитников.

– Они у меня в разных районах живут, вот я и подала заявления в разные загсы. Представляете, две свадьбы, и обе – на четверг.

– Только у нас такое бывает!

– Люди добрые, это мой дебют на базаре!

.

Фильм «Вокзал для двоих» — зал ожидания для страны советов: 2 комментария

  1. Огромное спасибо Вам за информацию об одном из моих самых любимых фильмов, поставленным моим любимым режисёром и где играют мои любимые артисты. Очень интересно было читать. Прекрасно написано: со знанием дела и, главное, с любовью. Красивый и ясный сайт. Даже на душе потеплело от воспоминаний. Спасибо за это тоже!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>