В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал забавную пьесу-комедию «Иван Васильевич». Однако в сталинские времена такую «крамолу» никто ставить не рискнул. Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» лишь в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку один из популярнейших режиссеров Леонид Гайдай
Гайдай внес в сценарий временные правки, перенеся действие из 30-х в 70-е годы. «Иван Васильевич», пожалуй, более других творений автора напичкан смешными фразами и деталями, понятными любому советскому человеку. От икры заморской – баклажанной – до колокольного звона, в котором слух улавливает позывные «Маяка». Легкими штрихами Гайдай осовременил булгаковскую идею, придав ей бешеный динамизм. В результате получилась вещь по-настоящему гениальная или, как сейчас принято говорить, хитовая. Выход картины на экраны в 1973 году имел огромный успех.
Танцуют все!
Сценарий фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай писал на Юрия Никулина – тот должен был играть в нем главную роль – царя. Но этого не произошло. По официальной версии артиста не отпустил на съемки «Союзгосцирк». По другой – он сам отказался от роли, решив, что фильм все равно не выпустят в прокат. А кому хочется сниматься в заведомо «неперспективном» фильме?
Проблемы возникли и с утверждением Пуговкина на роль Якина – запротестовали некоторые известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Георгий Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются…»
Не подкачал и композитор Александр Зацепин, писавший шлягеры к фильмам Гайдая. Три его песни на стихи Леонида Дербенева звучат и в «Иване Васильевиче»: «Звенит январская вьюга», «Маруся молчит и слезы льет» и «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Последнюю спел никогда не снимавшийся у Гайдая Валерий Золотухин.
Лепота!
На съемках Леонид Гайдай всячески поощрял удачные предложения актеров. Так, Юрий Яковлев рассказал, что это он предложил эпизод, когда из-под царского подола вдруг предательски выглядывают нецарские носки и ботинки.
Куравлев придумал вложить в руку своего Милославского пачку «Мальборо». Актер знал, что Гайдай очень любит эти заморские сигареты… Кстати, ради хохмы включили в фильм и ручку с раздевающейся девицей – реальный подарок режиссеру, привезенный из-за границы: Милославский дарит ее шведскому послу.
Владимир Этуш вспоминает, что в эпизоде, когда он жалуется овчарке на лестничной клетке: «Украли магнитофона – три… куртки – три», – его голос дрожал действительно от страха. Перед съемкой он поинтересовался: «Собака не цапнет, она ж без намордника?» И ему ответили: «Вообще-то может!»…
Наталья Крачковская натерпелась еще большего страха. Она должна была перелезть к Ивану Васильевичу по балконам пятого этажа, хотя жутко боялась высоты.
Во время съемок сцены страховочную люльку сорвало осветительным прибором. Ослепленная прожектором актриса ни о чем, конечно, не подозревала и перебралась-таки на соседний балкон. Весь ужас ситуации актриса осознала после просмотра отснятого материала: на пленке на уровне пятого этажа беспомощно болталась женщина, размахивая руками и ногами над пустотой! Кошмарный эпизод с перелезанием в картину не вошел.
Я требую продолжения банкета!
Москву времен Ивана Грозного снимали в Ростове Великом – ростовский белокаменный Кремль в отличие от московского сохранился с дотатарских времен без переделок.
По ходу съемок режиссер постоянно менял детали. Особенно впечатлил местных один эпизод. Для съемок сцен московского ополчения Гайдай пригласил солдат из ростовской военной части. Они должны были, уходя, петь песню про Марусю. Но вот певцов среди солдат не было. После десятка дублей Гайдай решил записать на пленку хор имени Пятницкого, а солдатам приказал лишь шагать и молча открывать рты, чтобы на пленке было видно, что они поют. Ростовцы в это время лопались от смеха. Представьте: идет строй солдат, все ритмично открывают рты – и тишина.
Там же произошел и еще один забавный случай. Группа иностранных туристов осматривала древний Кремль, как вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик», но не до такой же степени… Были в группе и старики из бывших белогвардейцев – приехали взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!»
Оставь меня, старушка, я в печали…
– За две недели до съемок у меня дома собрались гости, – вспоминает актриса Нина Маслова (царица Марфа Васильевна), – и приключилась драка. Я попала мужу под горячую руку и получила синяк под глазом. Что делать? Скоро съемки, а я с синяком… За две недели синева вроде исчезла, а вот краснота в глазу осталась. Так во время съемок, чтобы не было ее видно, я опускала взгляд. И Марфа Васильевна у меня получилась такая кокетливая, загадочная.
Случались на съемках и ЧП. Директор фильма Ашкенази, человек экономный, подсчитал, что для съемок трапезы муляжи продуктов обойдутся дороже, чем натуральные продукты. И еду закупили настоящую. До Нового года сцену снять не успели. Вернувшись 2 января в павильон, группа увидела пустые столы. Кто встретил Новый год за счет государства, так и осталось загадкой.
Рюриковичи мы!
В ходе съемок картину «Иван Васильевич» закрывали дважды по идеологическим соображениям. Первый раз это сделал главный редактор Госкино Сытин, сказавший, что не позволит насмехаться над Иваном Грозным и выставлять его дураком. «Режиссер его убеждал: это даже не царь, это управдом под видом царя, – вспоминает сценарист Бахнов. – Нет, все равно: на царя падает тень…»
Когда же фильм был сделан, каждая из многочисленных инстанций убирала какую-нибудь хорошую шутку. Например, когда милиция допрашивает царя Иоанна Васильевича, у него спрашивают: «Где живете? Адрес, я спрашиваю?» – «Москва. Кремль». Кремль отстояли на первой инстанции, а на второй уже не смогли: «Это ведь святые для каждого слова, а вы смеетесь»… Пришлось заменить на «палаты».
В эпизоде приема послов возглас Бунша «Мир и дружба» заменили на фразу: «Гитлер капут!». В эпизоде «трапезы» на вопрос: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» – следовал ответ: «Народ, ваше величество». Крамольную фразу о народе заменили на такую: «Во всяком случае – не мы!»
Авторам фильма серьезно досталось и за пропаганду курения (вспомните пачку «Мальборо» в руках у жулика Жоржа) и за… порнографию (авторучка с изображением обнаженной девушки).
В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки.
Фразы из фильма:
А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали… Собака с милицией обещала прийти…
Всё… всё, шо нажил непосильным трудом – всё же погибло!
– Где живете?
– В палатах.
Говорят, царь – ненастоящий!
Бориску на царство?!
И все-то ты в трудах, все в трудах, Великий Государь… аки пчелка.
И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат…
Икра черная… Икра красная… Икра заморская – баклажанная!
Ты на что, царская морда, намекаешь?!
Ты пошто боярыню обидел, смерд!
– Фамилия?
– Рюриковичи мы!
Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!
Я на вас жалобу подам! Коллективную…
– Да нам, царям, молоко нужно выдавать за вредность!
– Меня царицей соблазняли, но я не поддался!
– Что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нет и цветы не растут!
Сесть я всегда успею…
– Я артист Больших и Малых академических театров.
– Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть.
Супер-фильм, супер-режиссер! В наши дни такое придумать мало кто может придумать!