История строительства Беломорканала. Без туфты и аммонала не построили б канала

Теперь ты ходишь капитаном,
Теперь ты водишь здесь суда,
Но не сказал ты уркаганам
За то спасибо никогда.
Инна Гофф

Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным  папиросам, Беломорско-Балтийский водный путь остается, тем не менее, самым неизвестным.

До сих пор остается загадкой, как это все удалось:
никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и… 300 тысяч
заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700
человек. Для уцелевших Беломор – это лагеря, где можно было повстречать
бывшего министра Временного правительства Некрасова и простого
булочника, арестованного за сходство с Николаем II. При этом
Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма. Что и говорить.
Сосед-исполин Суэцкий на 67 километров короче, а строили его 10 лет. С
Беломором управились за 20 месяцев!

Осударева дорога
Идею постройки канала стал «продвигать» еще Петр I. В 1702 году он
прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», по
которой из Белого моря до Онего-озера протащил военные суда.
А в 1798 году в правительство поступил проект по строительству канала за
подписью трех купцов. Маршрут почти совпадал с нынешней трассой.
Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания
лучшего специалиста – генерала де Волана. Однако, обследовав местность,
тот забраковал идею: слишком-де много скал, водопадов и других
препятствий…

Форпост на границе с фашизмом
Реализована же идея была лишь в 30-е годы. Беломорско-Балтийский канал
стал одним из звеньев сталинского плана реконструкции водного
транспорта. 18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял
решение о начале сооружения Беломоро-Балтийского водного пути. Вот что
написано о нем в знаменитом сборнике под редакцией Максима Горького,
который был посвящен великому проекту:
«Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была
и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской
Финляндией».

А колокольчики-бубенчики, звончей -
А на работу не пойду я, хоть убей:
Пускай работает железный паровоз -
А на хуя он в эту глушь меня завез?!

Особые условия
Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по
разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве».
После того, как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на
Лубянку и дали работу по специальности, они, естественно, воспылали
энтузиазмом. Так было создано «Особое конструкторское бюро».
Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание
Сталина было – «быстро и дешево»), рельеф и природные условия –
тяжелейшие, строительных материалов поблизости нет. Инженерам пришлось
включить всю свою фантазию. Главными строительными материалами стали
дерево, камень и песок.
Причем, техники на строительстве почти не было: орудия труда – лопата да
деревянная тачка. До сих пор еще можно найти брошенные в лесу тачки,
коих насчитывалось на стройке 70 тысяч.

А колокольчики-бубенчики ду-ду,
А я сегодня на работу не пойду:
Пусть рвутся шашки, динамит и аммонал -
А на хрен сдался Беломорский нам канал!

Перековка
Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на
север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди
прибывших и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по
пресловутой 58-й статье.
Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» – так называлась и
местная газета. Среди строителей были и певица Русланова, и создатель
первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев…
Неудивительно, что в Медвежьей Горе – «столице» строительства – имелись
концертный зал и симфонический оркестр.
Правда, из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве,
погибли около 100 тысяч, но, как говорится, лес рубят – щепки летят. Вся
трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не
полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось.
Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…

Блатная жизнь — кельдымы и вокзалы,
И словно в пропасть — лучшие года…
Но в тридцать третьем, с окончанием канала,
Решил преступный мир забыть я навсегда.

Заключенные каналоармейцы

Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы
используем и поныне. Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его
связано именно с Беломорканалом. Окончание «а» («зека») появилось тут же
после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».
В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно к нему, якобы, обратился
начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями:
– Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время. Заключенный
– обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец».
Как вы думаете?
– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.
Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из
официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников –
«заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».

А колокольчики-бубенчики звень-звень,
А на работу мне идти сегодня лень:
Пускай работает железная пила -
Не для работы меня мама родила!

Гремучая смесь
После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно
словечко – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в
виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское
племя назвало пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили
каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным
на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным
расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что
сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую
поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не
построили бы Беломорканала».

Воровка никогда не станет прачкой,
А урку не заставишь спину гнуть;
Эх, грязной тачкой рук не пачкай -
Мы это дело перекурим как-нибудь!

Блат и туфта выше ЦК
Ну, с аммоналом понятно, а что насчет «туфты»? Зеки расшифровывали это
слов так: «Техника Учета Фиктивного Труда» или обман, подмена чего-то
настоящего подделкой.
Канал длиною 227 километров, в систему которого вошли сложные
гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде
вырыть было невозможно! А рапортовать было надо. И тогда ответственные
за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче,
чем было предусмотрено проектом. Средняя глубина канала была около 5
метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался для
судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить
награды за доблестный труд. Как говаривали в те далекие советские
времена – «Блат и туфта выше ЦК»…

Рабы не мы
2 августа 1933 года на 19-м шлюзе состоялся праздничный митинг по случаю
открытия канала.
Старожилы вспоминают, что в день открытия сюда привезли комсомольцев, а
настоящих строителей – зеков – заперли в бараках.
В самом деле, нельзя же лавры победы было возложить на вшивые головы
зэков! Беломорканал – это комсомольская стройка.
И тогда в лагере поднялся бунт – единственный за всю историю
строительства. Да такой, что митинг пришлось свернуть. Бунтовали не
из-за голодного пайка или жестокости охранников, а от обиды. Этих людей
не удалось полностью сломить и превратить в бессловесных животных: они
еще могли гордиться творением своих рук…

Торчит Ширмач на Беломорканале,
Толкает тачку, стукает кайлой,
А фраера вдвойне богаче стали -
Кому их щупать опытной рукой?!

«Мелкий и узкий»
Вскоре по каналу прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского
правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд
и доделывал огрехи.
Затем, захватив с собой Кирова, Ворошилова и Ягоду, по Беломорканалу
отправился в путешествие сам Сталин. Говорят, стройкой вождь остался
недоволен. «Канал получился мелкий и узкий», – якобы заявил он.
Прав был Сталин: канал действительно получился узким – на нем с трудом
расходились два больших теплохода. А развернуться вообще было
невозможно.

Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала!

Затянувшаяся стройка
Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны. Самые
страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года. В
тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города
Повенца. Однако уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по
нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем
начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал
был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет.

А колокольчики-бубенчики звенят,
А люди за границей говорят,
Что окончен Беломорский водный путь -
Дай теперь, товарищ Сталин, отдохнуть!

Незавидная судьба
Судьба канала сегодня не завидна. Грузопотоки иссякли. В Беломорске,
который гордо именуется портом, помимо полутора кранов и одной
затопленной баржи, у причала стоял лишь один сухогруз «Волго-Балт»,
приписанный к Таганрогу.
В былые дни шлюзы заполняли по 28 раз, и очередь судов растягивалась на
километры…
Причем дело не в том, что Беломор плох, – заказчиков не стало. Никто
ведь не умаляет достоинств «сложного гидротехнического сооружения»: 19
шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Общая длина – 227 километров. Сократив путь
от Архангельска до Петербурга в 4 раза, Беломорканал так и остался
рекордсменом.

Порвал, братва, я эту справочку с канала,
Какую тяжким добыл я трудом!
И снова жизнь меня блатная повязала,
И снова — кражи, уголовка, исправдом…

К сведению: общая длина канала 227 километров. 97 километров
из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные
озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7
километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.

Пока ты рос, носил матроску
И тягот жизненных не знал,
От Повенца до Беломорска
Мы провели тебе канал.
Инна Гофф

.

История строительства Беломорканала. Без туфты и аммонала не построили б канала: 21 комментарий

  1. Ребят, а при строительстве Суэцкого канала погибло то 100-120 тысяч работников, при чём у них была техника, были железобетонные изделия, сварка, а погибло больше.

    Объясните мне, пожалуйста, как в день могло погибать 700 человек? Это надо задействовать ещё дополнительные бригады, которые будут копать, носить трупы и закапывать. А кто работать будет. Не вериться.

    • Удивляться нечему. Получается, что в среднем умирало по 160 человек в день. Учитывая тяжелые условия труда, питание, погодные условия и масштаб стройки( 227 км.) -это реально

    • А прямо в канале и закапывали. Так в Клязьменское водохранилище когда воду пустили полно трупов повсплывало.

      • Так в смысле? Первые эксперименты со сваркой проводились в 1805 году. А открытие Суэца состоялось в 1869 году. Так какую технику можно было использовать? Для этого пришлось бы строить дороги, мосты, настилы и тд.

    • Моя пробабушка- Коростелева Елизовета Германовна, 1887 года рождения, вместе с мужем Ксенофонтом Ивановичем была раскулачена и сослана. Она рассказывала моей матери, что была на строительстве этого канала, и людей, которые падали от изнурительного труда и голода, надзиратели сбрасывали в бетон, говорила что канал построен на человеческих костях. А еще расказывала, что давали кипяток и прежде чем его пить катаржане прижимали бутылку к животу, только потом пили. Так что 700 трупов в день товарищам коммунистам не жаль ради того, чтоб красиво отрапортовать. Вполне реальная цифра. А руководят нами внуки тех самых надзирателей, которые гробили на этом канале русских крестьян.

  2. Там лежит мой дед,(по маминой линии) осталась 1 фотография на долгую память, а второй дед (по отцовской линии) лежит на станции Мга-погиб в ополчении в ВОВ. Не видела их никогда, но что люди достойные-ЗНАЮ И ВЕРЮ.. Царство им небесное и успокой Господи их души.

    • Конечно, надо верить. На этой стройке тоже умер брат моего деда. Моя тётя во время круиза, проходя на теплоходе по каналу, разговорилась с проходившим мимо капитаном и рассказала о судьбе своего дяди. И сказал, что здесь лежит не только ваш родственник, здесь их тысячи, канал на костях построен.

  3. АДМИН!!!! ПРИСОЕДИНЯЙСЯ КО МНЕ . МЫ НАПИШЕМ НОВУЮ ИСТОРИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЛОМОР — КАНАЛА. КСТАТИ. Я 8 ЛЕТ ПРОРАБОТАЛЛ В таганроге. где было приписано судно Волго- Балт. был ВВ- шником.,Заключённым. Сейчас больной на всю голову. Сижу себе и пенсию только получаю.

  4. Админ!!!! Смотрю на эти фотографии. и глазам свом не верю. Неужели этот обезьяний труд действительно существовал????

  5. Мой дед Спиридон Кузьмич был осужден за срыв собрания в колхозе и работал на строительстве Беломорканала где обморозил ноги и у него не было пальцев на ногах, это я помню.

  6. Мой прадед был начальником железнодорожной станции Цыплаков Константин Дмитриевич и один из стрелочников не правильно перевел стрелку и моего прадеда посадили. После его отправили на Беломорканал так он там и погиб.

  7. Как помню когда я был школьником младших классов ,много раз просил деда рассказать о строительстве Беломорканала но натыкался на стену молчания,видимо ему было очень горько вспоминать эти годы проведенные на этой грандиозной стройке ,где он был в качестве заключенного разно-рабочего а затем прораба. Хотя на другие темы дед общался много и с удовольствием,мой дед отлично и очень красочно рассказывал много историй из гражданской войны и своей трудовой деятельности до революции. хотя был осужден только за то что на время Октябрьской революции был в Канаде (так до Революции ездили на охоту в отпуск, инженерно технический состав Русской интеллигенции) и когда он через трудные годы лишений примерно в 20м году вернулся домой к родителям жены в деревню. Луга, по доносу соседа был арестован как иностранный шпион. Но судьба моего деда сложилась удачно он прожил до 96лет в маленьком промышленном городке Средней Азии- Алмалыке до самой смерти. Вадим Иванович 62года

  8. Здравствуйте,спасибо за историю. Мой дед Петровский Вячеслав Эдуардович был сослан на строительство подростком за 2 привода в милицию. Забрали прямо в центре Москвы с улицы.Сидел в каком то СИЗО, от туда в вагон и на канал. Никогда не рассказывал. Со слов бабушки немного знаю. Выжил. В Москву не разрешили вернуться. Обосновался в г. Березники, Пермский край. Здесь мы все и родились. Вот,ищу его следы.

  9. В восьмидесятые годы я случайно познакомилась с человеком, который был в тридцатые годы на строительстве беломорканала в качестве нквдешника.
    У него был сундук, сделаный зеками на бедоморканале, очень доротно построен.
    Сундук он собрался выбрасывать, тут я и подсуетилась, забрала.
    Берегу как реликвию.
    Какие горестные руки создавали его…

  10. Мой родственник Волков Михаил Петрович 1888г.р был сослан(раскулаченный) на строительство Беломоро-Балтийского канала в 1931году из Челябинской области. Там и сгинул. Обидно, что нигде нет архивных личных дел сосланных людей на этот канал. Архив республики Карелия дает отрицательные ответы, уних ничего нет!!! Не ужели нельзя создать сайт с именами строителей канала?

  11. А почему никто не пишет про «После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых» Это же люди 12 тыс!!! Про умерших надо помнить но думать надо о живых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>