Сокровища, злодеи, сыщики, погони, стрельба… Что еще нужно для приключенческого фильма? Главный герой с обаянием Андрея Миронова! Безумно популярный в свое время детектив на историко-революционную тему «Достояние республики» был нашим ответом вестернам
Звездный состав и лихой сюжет
Фильм, на котором выросло уже не одно поколение зрителей. Лента не имеет хорошей литературной основы, но ее популярность легко объяснить. В кино снимался звездный актерский состав: Олег Табаков, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Жизнева, Георгий Штиль и конечно Андрей Миронов.
Лихо закрученный сюжет, четко очерченный круг персонажей, детективная составляющая и быстрый монтажный ритм делают ленту актуальной и интересной.
Поиски пропавших произведений искусства, в которые оказываются втянутыми работник угрозыска, бывший гувернер-фехтовальщик, мальчишка-беспризорник, становятся увлекательным приключением, финал которого так же непредсказуем, как и сама жизнь.
Блестящая актерская игра Андрея Миронова и Олега Табакова, ставшая популярной музыка к кинофильму и общее тревожноувлекательное настроение, которым полнится все повествование, позволяют до сих пор говорить о «Достоянии республики», как о подлинно народном кино.
«Детский» фильм
1918 год. В Петербурге бывший управляющий имением князя Тихвинского и бывший учитель фехтования Шиловский по прозвищу Маркиз, друг и покровитель беспризорника Кешки, организуют похищение коллекции предметов искусства, принадлежавших князю.
Их преследует молодой красный сыщик Макар Овчинников.
В сценарной заявке авторы указали, что это фильм для подростков. «В те годы случались очень странные вещи, – вспоминает сценарист Исай Кузнецов. – Очень многое из того, что было запрещено, могло пройти в несерьезном или детском фильме. Маркиз был героем совершенно не для советского кино. Будь это фильм другого рода, никогда такой персонаж не попал бы на экран».
Романтическая роль
В фильме «Достояние республики», Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей, одну из немногих счастливых в кино. Речь идет о роли Маркиза.
Участие в нем Миронова отметили все, и не только как главную удачу картины. Судьба послала ему роль, где он смог выразить себя – доброго и сумбурного, азартного и скрыто-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых чувств и дел, приветствующего в жизни все, кроме скуки. Его Маркиз – образ глубокой, яркой натуры, сильных, сложных чувств. Впервые на экране нашла беспрепятственное выражение его собственная природа.
Вместе с нею он принес в роль возвышенную настроенность в сочетании с неизменной легкой самоиронией.
Так что Миронов сыграл в фильме «Достояние республики» красивого человека, каким был он сам и каких не так уж часто приходится встречать в жизни, но без которых она стала бы слишком пресной и скучной…
Экзамен на профпригодность
Андрея Миронова на роль Маркиза порекомендовал Зиновий Гердт. Режиссер Владимир Бычков согласился посмотреть актера, если тот умеет держать в руках шпагу и ездить верхом. «Экзамен на профпригодность» у Миронова принимал один из основателей советской каскадерской школы, профессиональный циркач, постановщик трюков в «Неуловимых мстителях» Фирс Земцов. Андрей Миронов исполнил несколько па со шпагой возле набитого соломой манекена, циркач молча встал и пошел к выходу. Режиссер его окликнул: «Ну что, Фирс Петрович, скажешь?». «А что говорить, – буркнул Земцов, – сам видишь – годится, одно слово, Жерар Филип». Надо сказать, что Миронов в то время был большим поклонником этого французского актера и сравнение ему весьма польстило.
«Сни-ми-те юного ковбоя!»
– У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой, и он должен был заниматься с группой каждый день, – вспоминает ассистент режиссера Вера Линд. – Но он сказал: «Вера, я с трех лет на лошади!» На съемках он сел на лошадь, ткнул ее в бока, а та, неуправляемая, поскакала в другую сторону. А Миронов, подпрыгивая, кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!»
Возмущенная, я сказала Андрею, что его юмор зашел слишком далеко. В тот день он уехал играть спектакль «Фигаро». А через три дня, вернувшись из Москвы, громогласно объявил: «Я привез документы, подтверждающие, что я действительно с трех лет на лошади!» И бросил на стол передо мной какой-то пакет. Развернув пакет, мы увидели фотографии маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».
Впрочем, больше хлопот группе доставляли не лошади, а верблюд, которого за вредный характер прозвали Китайский провокатор. Он не возлюбил Миронова и норовил его или укусить, или заплевать. Причину неприязни подсказали циркачи: чтобы отбить животные запахи, чистюля Миронов выливал на себя литры дорогого одеколона. Когда актера уговорили отказаться от парфюма, верблюд сменил гнев на милость.
Походный кулеш Спартака
Деньги актерам в экспедиции платили нерегулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина. Мишулин так описывал процесс готовки: «Да, помню что все нахваливали, то ли действительно вкусно было, то ли очень голодные были. А рецепт был простой: я в кастрюльку складывал все, что было: и консервы, и супы из пакетиков. Электричество при этом в гостинице часто отключали. А я возил с собой охотничью керосиночку. Она маленькая, как портсигар, ее открываешь, разжигаешь в номере «костер», и можно готовить».
Кстати, на этих съемках Спартак Мишулин едва не погиб. В одном из эпизодов они с циркачом должны были пройти по натянутому тросу высоко над землей. Но канат провис, и актеры упали – к счастью, не на землю, а на монастырскую крышу. Циркача со множеством переломов отправили самолетом в Москву, а Мишулин долго отлеживался в больнице.
Знаменитая песня
«Песня о шпаге» была моей первой работой в большом кино, – вспоминает Юрий Энтин. – 31 декабря, вместо того чтобы выпивать и закусывать, Миронов приехал в крошечную двухкомнатную квартиру в спальном районе, в которой жил композитор Крылатов. Я прочитал Андрею стихи, и он довольно строго спросил меня: «Вы внимательно читали сценарий? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!». И я тут же, на кухне, дописал последний куплет. «Вот теперь то, что надо, – сказал Миронов. – Получилось полифоничное произведение!»
Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух.
Шпага многим показала (2 раза)
Что такое прах и пух.
Припев:
Вжик-вжик-вжик,
Уноси готовенького.
Вжик-вжик-вжик,
Кто на новенького?
Кто на новенького?
Кто на новенького?
Подходите, ну, ближе, ближе!
Вам урок преподнесу.
Подлецов насквозь я вижу – (2 раза)
Зарубите на носу.
Припев.
На опасных поворотах
Трудно нам, как на войне.
И, быть может, скоро кто-то(2 раза)
Пропоет и обо мне.
Припев.
Юный друг, в бою открытом
Защитить готовься честь
И оружием забытым (2 раза)
Совершить святую месть.
Припев.
Эх, народец нынче хилый –
Драться с этими людьми…
Мне помериться бы силой (2 раза)
С чертом, черт меня возьми.
PS
*В 1971 году фильм посмотрели 47,14 млн зрителей,
*роль княгини Тихвинской стала последеней для Ольги Жизневой,
*массовке на лошадях платили по пять рублей в день, безлошадным по рублю…
Фразы из фильма:
* В Крым.
– Зачем?
– Там тепло, там яблоки!
* Нет высшего наслаждения для интеллигентного человека, чем уничтожить мировой шедевр!
* Братья, вам нужны эти каменные бабы? Или вам нужны здоровые, работящие, живые девки?
* Пролетарское чутье тебя не подвело!
* Смертельный номер! Зрителей со слабыми нервами просим покинуть цирк!
* – В этом барабане семь пуль. Если вы этими семью пулями разобьете головы семи Терпсихорам, я оставлю вас в списках живущих на этом свете и даже отпущу вас на все четыре стороны.
– Я в женщин не стреляю.
* Вот какая несправедливость на этом свете: вам хочется жить, а вы не будете. А мне не хочется… А я буду…