Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката – он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителе. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР
«Спагетти по-русски»
Над лентой только за один год повеселились пятьдесят миллионов зрителей. Правда, Рязанову тогда было не до смеха. Ведь заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Рязанов и Брагинский сочинили еще в 1970-м году. Называлась она «Спагетти по-русски». Кинокомитету заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и их надо переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.
Вскоре реальные итальянцы – фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьезную сумму после съемок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.
– Все, что вы написали, ерунда, – заявил нашим творцам Дино де Лаурентис. – Мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, – это историю с живым львом.
Под нажимом
Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолета на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру. Тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведет впечатление на зрителей. А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами – это проверенный на зрителе прием, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России».
Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрек: «Мне жаль режиссера, который будет это снимать».
Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился.
«Мосфильм» не лавка старьевщика
Актеров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всем, и актеры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звезд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актер сниматься не может – сидит в тюрьме за неуплату налогов. Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьем, что возмущенный Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьевщика. Как потом выяснилось, ее не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнерами.
«Сумасшедший русский»
Подготовительный период для съемок в России продолжался тридцать один день – по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве. В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Дошло до того, что итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону…
Как на чудака смотрели итальянские актеры и на Андрея Миронова, который исполнял все рискованные трюки сам, без дублера. Артиста прозвали «сумасшедший русский». И было за что. Так Миронов вылезал из кабины пожарной машины, двигавшейся на скорости 60 км в час, по аварийной лестнице перебирался на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влезал в салон автомобиля. Даже для бывалого каскадера это было сложным трюком.
Не менее сложными и опасными были и другие эпизоды, в которых по ходу съемок приходилось участвовать Миронову. Он спускался из окна на 6-м этаже гостиницы «Астория» в Ленинграде, держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход…
Киска с непростым нравом
И все же больше всего удивляли итальянцев отношения русских к льву Кингу.
Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. На обед зверь съедал: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Прокормить огромного взрослого льва было очень трудно и Берберовы приняли предложения о съемках.
Надо сказать, что нрав у «киски» был непростой! Так что съемки Миронова в сценах со львом стали настоящим подвигом. Например, с Нинетто ДАВОЛИ (он играл роль Марио) они в одном из эпизодов не сошлись характерами, в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана.
Миронов, зная это, все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль, а целых три!..
Звездный час
Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду. По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю. Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму. Кстати, впоследствии, лейтенант сделал головокружительную карьеру и стал генералом и председателем комитета Госдумы по безопасности. После гибели Кинга Сергей Образцов и Юрий Яковлев подарили Берберовым второго льва, которого тоже назвали Кингом. Именно он через несколько лет стал причиной трагедии – убил сына своих хозяев и ранил хозяйку. После «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанов зарекся снимать животных.