Мультфильм «Бременские музыканты». Хиппи, бунт и рок-н-ролл

В 1969 году на экраны вышел мультипликационный фильм «Бременские музыканты» по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. Сценарий к нему написали Василий Ливанов и Юрий Энтин. Автором текстов песен, прозвучавших в мультике, стал Юрий Энтин, а музыку написал композитор Геннадий Гладков. Незамысловатые, но совершенные в своей простоте песенки мгновенно вошли в разряд всесоюзных шлягеров. И хотя к этому времени Геннадий Гладков уже был известным композитором, написавшим музыку ко многим кинофильмам и театральным постановкам, именно «Бременские музыканты» принесли ему небывалый успех не только в Союзе, но и за рубежом

Наш ответ Западу

Шестидесятые годы прошлого века – время уникальное и волнующее даже для косной системы Советского Союза. В это время Америку и Европу охватила первая в своем роде массовая истерия – битломания. По просторам Калифорнии колесили битники в поисках истины, бога и гармонии. Российская творческая братия не осталась в стороне и создала свое отражение молодежного бунта – мультфильм «Бременские музыканты»…

 

Ужасная сказка

– Началось все с мультфильма «Четверо с одного двора», для которого Геннадий Гладков писал музыку, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Пришел я как-то в гости к Геннадию, вижу, а он еще и стихи пытается сочинить к этой музыке. Я предложил свою помощь и тут же написал: «Дружит с солнцем ветерок, и роса с травою, дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою». Режиссеру мультфильма Инессе Ковалевской эта песенка понравилась, и она поделилась идеей, что хочет в будущем сделать музыкальный мультфильм. Я, как услышал, тут же вспомнил сказку «Бременские музыканты». Решили ее перечитать.

– И мы пришли в ужас от этой сказки, – смеется Ковалевская. – Ну что это за сюжет: четверо пенсионеров-животных бродят по миру, встречают разбойников, пугают их и поселяются в их домике?! Но зато это еще не экранизировали, да и герои – музыканты! Поэтому решили работать все-таки над этим материалом.

 

Пиф-паф, и вы покойники!

– Как только я прочитал сказку, тут же родились строки будущей песни: «Мы раз-бо-бо-разбойники… Пиф-паф, и вы покойники…» – вспоминает Энтин. – Идеей мы поделились с Василием Ливановым, который тут же придумал, чтобы у этой четверки зверей был человеческий художественный руководитель – Трубадур. Гладков, в свою очередь, заметил, что нужна в сказке любовь, то есть какая-та девушка. Решили, что будет Принцесса. А там, где принцесса, есть и король, и охрана. Так родились наши герои. Сценарий написали быстро и тут же понесли на студию «Союзмультфильм». Принесли мы его в пятницу, а уже в понедельник мультфильм запустили в производство.

 

Ночные песнопения

Сначала решили записать фонограмму для будущего мультфильма, а уже потом рисовать героев. Распределили роли: Атаманшу споет Зиновий Гердт, Трубадура – Олег Анофриев, за Принцессу – солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, за музыкантов – остальные участники «Аккорда». Юрий Энтин, который в ту пору работал редактором фирмы «Мелодия», договорился записывать фонограмму у себя на работе в новенькой студии. А поскольку студия была постоянно занята, запись назначили на двенадцать ночи.

Ослиное «Е-е-е-е-е!»

– И вот приходим на запись, а артистов наших нет, – вспоминает Юрий Сергеевич. – К назначенному часу появился только Олег Анофриев, который рядом с «Мелодией» жил и пришел сказать, что записываться не может, потому что у него высокая температура. Тут же позвонил Гердт: он не рассчитал где-то на вечеринке и изрядно выпил, мол, перенесите запись. Потом позвонили с такой же просьбой ребята из «Аккорда». Но перенести работу мы никак не могли и решили справиться своими силами. В ночи позвали в студию наших друзей: поэта Анатолия Горохова (ему принадлежат строчки из песни «Наша служба и опасна и трудна…») и певицу Эльмиру Жерздеву. Эльмира стала Принцессой, Анатолий отдувался за всех музыкантов – ему, кстати, принадлежит знаменитое ослиное «Е-е-е-е-е!». А Анофриева уговорили спеть за всех других персонажей.

– Олег спрашивает меня: «Какой ты хочешь видеть Атаманшу?» Я говорю: «Ну, что-то вроде Фаины Раневской!» Под Раневскую Анофриев и спел, – улыбается Инесса Ковалевская.

 

Великая сила искусства

– Помню, я так разошелся, когда записывали фонограмму, что предложил спеть и за Принцессу, – смеется Олег Андреевич. – А что, я бы смог! Кстати, Геннадий Гладков в мультфильме тоже спел: в общем хоре и в песенке охранников. «Большо-ой секрет!» – это его голос. Когда под утро мы закончили работу, я измерил температуру, но она оказалась в норме. Вот великая сила искусства!

Пепловский саундтрек

Сами бременские музыканты на первых порах выглядели вполне благопристойно – принцесса в кринолинах, дворец в хрустале. Но позже смелость и кураж взяли свое – пышные складки сменились коротким красным платьицем. Трубадур оказался в запретно-заграничных клешах, взял в руки гитару и в компании таких же безбашенных странников устроил праздник жизни.

Отголоски движения хиппи зазвучали в каждом кадре. Бременские музыканты поют гимны свободе, путешествуют и время от времени вдохновенно хулиганят. Ну а в «саундтреке» к мультфильму «Бременские музыканты» слышатся почти что «пепловские» музыкальные пассажи.

 

Популярная троица

– Поначалу Трубадур получался в колпаке, как скоморох, что мне абсолютно не нравилось, – говорит режиссер. – Как-то я листала один зарубежный журнал и увидела там блондина с прической под «Битлз» в джинсах. Показала фотографию художнику, и тут же возник наш будущий Трубадур. В этом же журнале я подглядела и девочку в коротком красном платьице, решили из нее сделать Принцессу. Очень долго мы работали над образами разбойников, даже конкурс среди художников объявили. Рисовали их и косыми, и рыжими, и зелеными, разными, – все казалось нам не то. Но однажды наш редактор Наташа Абрамова принесла календарь с фотографиями популярной в то время троицы: Вицина, Моргунова и Никулина, и тут же меня осенило: вот они, разбойники!

Марихуана для детей

После выхода в свет мультфильм получил не только восторженные отклики от зрителей, но и критику от разных композиторов. Например, Ростислав Бойко называл этот мультфильм «марихуаной для детей». Некоторые граждане писали в Министерство культуры гневные письма, дескать, «как можно для детей петь про разбойников и про покойников?!»

Казус вышел однажды и у Олега Анофриева. В недавно отстроенном Кремлевском Дворце съездов он пел: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…» Чиновникам показалось, что это грубый намек в сторону партии и правительства. На несколько лет артиста перестали приглашать в большие концерты, а песню и вовсе запретили исполнять со сцены. И даже в вышедшем через несколько лет, в 1973 году, продолжении мультфильма «По следам бременских музыкантов» большинство партий исполнил уже Муслим Магомаев.

PS

*Пластинка с саундтреком к мультфильму разошлась общим тиражом 28 млн экземпляров.

 

Контроль честности titan casino: более 400 игр казино в .. независимой компанией TST..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>