Шоколад «Аленка» появился на прилавках наших магазинов в 1965 году, он сразу полюбился людям и стал едва ли не самым «культовым» советским шоколадом!
В начале 60-х годов правительство страны приняло продовольственную программу, в которой наряду с прочим уделялось внимание и созданию нового молочного шоколада. Многие московские фабрики начали проводить пробы, в их числе и «Красный Октябрь». Когда рецептура шоколада была выбрана, задумались над названием и оформлением. Тогда руководство фабрики «Красный Октябрь» решило объявить конкурс на фотографию девочки, которую смогли бы использовать для упаковки.
Фотографий было прислано очень много. Среди прочих был и снимок Александра Геринаса. Фотограф снял маленькую девочку в пестром платке (по одной из версий – свою дочь Елену Геринас). Именно этот снимок и выбрали для оформления этикетки. Шоколадку назвали «Аленкой». Шоколад «Аленка» появился на прилавках наших магазинов в 1965 году, он сразу полюбился людям и стал едва ли не самым «культовым» советским шоколадом!
Однако мало кто знает, что вокруг «Аленки» шли не шуточные бои, но начались они не в 60-е годы прошлого века, а в наши дни.
Так 11 октября 2002 года в районном межмуниципальном замоскворецком суде ЦАО г. Москвы было заслушано дело по иску Геринас Елены Александровны к ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
В истории российских судебных споров это, был пожалуй, первый случай, когда персонаж с шоколадной этикетки требовал своей доли с продаж популярного продукта. Прецедент создала Елена Геринас, которая утверждала, что именно ее портрет украшает этикетку известного российского шоколада «Аленка». В связи с чем дочь фотографа Александра Геринаса обратилась в суд с иском о защите нарушенного авторского права. Она требовала взыскания компенсации за допущенное нарушение и хотела обязать ответчика заключить с ней лицензионный договор.
В исковых требований Геринас ссылалась на то, что именно она является наследницей Александра Геринас, умершего 10 февраля 1984 года. А Александр Геринас — автор фотографии, на которой запечатлена восьмимесячная Елена Геринас, и которая в 1962 г была опубликована на обложке журнала «Здоровье», а в 1965 году фабрикой «Красный Октябрь» было начато производство шоколада «Аленка», на этикетке которого, по мнению истицы, содержалась копия данной фотографии…
Ответчик ОАО «МКФ «Красный Октябрь» — в лице представителей — иск не признал, т.к. по мнению ответчика требования не были обоснованы, т.к.:
а) фотограф А.М. Геринас при жизни никаких претензий к «Красному Октябрю» не предъявлял, а следовательно, требования заявлены вопреки воле автора;
б) рисованное изображение по этикетке шоколада «Аленка» по отношению к фотографии является самостоятельным художественным произведением.
По ходатайствам сторон судом были назначены и проведены две судебные экспертизы (фотопортретная и искусствоведческая), заключениями которых опровергнуты утверждения истицы.
По заключению Центра Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ, которое было поддержано в судебном заседании экспертом Зотовым А.Б., на обложке журнала «Здоровье» № 1 за 1962 год и этикетке шоколада «Аленка» изображено, вероятно, одно и то же лицо.
При этом эксперт заявил, что с учетом того, что одно из изображений является реалистичным (фото), а другое — художественным (рисунок), сделать категорический вывод на основании экспертизы о том, что на обоих изображениях одно и то же лицо, не представляется возможным. Как пояснил в судебном заседании эксперт, возможно, художник при создании рисунка и воспользовался фотографией, однако если в изображениях есть хотя бы одно отличие, то это уже другое изображение. А соответственно оно является самостоятельным творческим произведением, а не рисованным воспроизведением фотографии…
Иск Елены Геринас был оставлен без удовлетворения.
Ну конечно, создавать прецедент, когда громилы бизнеса людям выплачивают их положенные они не хотят. вот и продолжают грабить население.
но на фото совсем не Елена Геринас. Геринас проиграла суд потому. что не доказала, что девочка в платочке — это она. И это действительно не она: губы толще в два раза. нос длинней… этнический тип другой.. она не представила суду свои детские фото. Похоже. что она попыталась выдать чужое изображение, сделанное её отцом, за своё.