Спецэффекты в советских фильмах. Cказка – дело техники

«Мы рождены, чтоб сказку сделать…» – книгу с говорящим названием написал инженер-конструктор Валерий Павлотос. Это благодаря ему в советском кино летают ковры-самолеты, ходит избушка на курьих ножках и вертятся в невесомости космонавты. Валерий Павлотос готовил спецэффекты для многих советских фильмов, а теперь рассказал об этом

Золотая медаль «За техническое совершенство»

В 1971 году Валерия Павлотоса вызвали в Москву на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени Горького. Шла подготовка к съемкам фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

Естественно, внимание съемочной группы привлек американский фильм «2001: Космическая одиссея» режиссера Стенли Кубрика, снятый в 1968 году.

Мировую известность получили оскароносные кадры прохода стюардессы по стенам и потолку отсека звездолета. Кстати, в подготовке этой сцены принимали участие более 100 специалистов НАСА.

Перед Павлотосом поставили задачу создать нечто подобное. «Зачем? Мы сделаем лучше!» – заявил крымский инженер и не ошибся. Так появилась знаменитая сцена в коридоре звездолета. Декорацию длиной 18 метров соорудили на Ялтинской киностудии и установили на 12 роликовых опорах, что позволяло вращать коридор на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Съемочная камера была жестко закреплена и вращалась вместе с коридором, а космонавты бежали на нее.

Первый космонавт вбегал в коридор, наступал ногой на тюбик с суперклеем и мгновенно приклеивался к полу. Для верности ботинок прикрутили к полу еще и винтами. Космонавт безуспешно пытался оторвать ногу, затем присаживался на колено и начинал расшнуровывать ботинок. В такой позе актера фиксировали спрятанными под одежду ремнями, которые крепились к металлической опоре, полностью закрытой от телезрителя телом космонавта. Дальше включалась лебедка, и коридор начинал вращаться, в него вбегал второй актер. В середине коридора он пробегал мимо «приклеенного» космонавта «голова к голове».

Поскольку кинокамера вращалась вместе с коридором, с «точки зрения» камеры узник суперклея все время оставался внизу, а второй космонавт бежал по спирали. Но и это не все. Видимо, чтобы окончательно добить голливудских техников, появляется третий космонавт: в коридор он буквально влетал. Он был пристегнут к 12-метровой стальной трубе спрятанными под одежду ремнями. Труба перемещала космонавта до середины коридора. При этом он имел возможность вращаться в воздухе в разные стороны, его движениями управляли дистанционно.

– Так нам удалось добиться «невесомости» не для одного персонажа в кадре, как в знаменитом американском фильме, а сразу для трех, – говорит Валерий Павлович. – Причем каждый из них перемещался в безопорном пространстве по собственной траектории. Это обстоятельство совершенно запутало членов жюри Международного конкурса технических фильмов УНИАТЕК (Всемирной организации по кинотехнике), которые спорили друг с другом до хрипоты, пытаясь определить, как это было снято. Но ни один их них не сумел правильно ответить на этот вопрос. В результате мы получили золотую медаль «За техническое совершенство».

Спецэффекты в советских фильмах

Кадр из кинофильма «Отроки во Вселенной».

А известный американский режиссер Стивен Спилберг был поражен кадрами космической невесомости в советском фильме: «Как это русским в начале 70-х годов, когда еще никакой компьютерной графики не было, удалось так мастерски снять невесомость? Для меня это загадка».

Кран-кукловод

В известном детском фильме Павла Арсенова «Лиловый шар» огромные сказочные «звери» – дракончики и бабочки, диковинные шарообразные «хапуги» и гигантские хищные птицы – перемещаются в кадре с необъяснимой легкостью. Громадных кукол, за которыми наблюдали Алиса Селезнева и ее юный друг, изготовили в Москве, а «кукловодить» поручили ялтинским специалистам. Оживили сказочных животных при помощи подъемного крана и тончайших нихромовых проволок. На дальнем конце удлиненной на 15 метровстрелы автокрана подвешивалось вращающееся кресло, в котором сидел кукловод с проволоками в руках и осуществлял движения марионеток под собой. А съемки с участием муляжа птенца гигантской птицы вообще можно назвать уникальными. Полный рост «птенчика» был 3 метра! Подвижная конструкция и управляющие проволоки позволяли ему изгибать длинную шею, вращать головой, раскрывать клюв и моргать глазами – все эти движения также управлялись с кресла, подвешенного краном. В туловище огромной куклы «упаковали» каскадера, подвесив его на альпинистской страховке к стреле-удлинителю четырьмя невидимыми миллиметровыми тросиками. Причем спиной вперед. По той простой причине, что у птиц «колени» сгибаются назад и каскадер должен был управлять шагами гигантского птенца «по-куриному».

КрАЗ-Карабарасс

В 1988 году для новой сказки Михаила Юзовского «Раз, два – горе не беда» был изготовлен гигантский (высотой18 метров) рыцарь войны Карабарасс, сметающий все на своем пути. Художественное проектирование и эскизные разработки выполнил молодой дизайнер Андрей Чеченев, недавний выпускник Харьковского художественно-промышленного института, а его смелый замысел реализовал опять же Валерий Павлотос.

Спецэффекты в советских фильмах

Чудище Карабарасс высотой 18 м с автомобилем КрАЗ внутри.

В основе пятиэтажной металлической конструкции была мощная треугольная рама, изготовленная из стальных балок и опирающаяся двумя углами на 8-колесные тележки (автоприцепы для перевозки длинномерных грузов), а третьим – на КрАЗ. Вертикальная несущая металлоконструкция – это не что иное, как верхняя секция стандартной опоры высоковольтной линии. Автотягач КрАЗ накрыли стальным каркасом, обшитым сеткой, и обработали пенополиуретаном. При съемках гигантская конструкция ездила по горному плато со скоростью до 40 км в час и демонстрировала хорошую маневренность и устойчивость.

Рыба манта

Для фантастического фильма «Акванавты» ялтинские техники изготовили гигантскую рыбу, огромного ската – королевскую манту. По сценарию она идет на контакт с экипажем подводной станции, пытается общаться с людьми и передать им какую-то информацию.

– Ученые, к которым мы обратились, сообщили, что «проницаемый подводный аппарат с движителем «машущее крыло» (так это называлось на языке науки) – проблема номер один в мировом кораблестроении, – говорит Валерий Павлотос. – Пришлось решать ее самостоятельно. Предстояло создать механизм, который в точности имитировал бы движения рыбы. Для начала определили оптимальный с точки зрения соблюдения пропорций объектов подводных съемок размер манты: размах крыльев –5,5 метров, длина от «рожек» до хвоста –3,5 метра. В длинный хвост рыбы спрятали кабель для подачи электроэнергии к двигателю в ее теле. Весьма сложной задачей оказалось обеспечение надежной герметизации электродвигателя и токопроводящих элементов в условиях повышенного «забортного» давления – рабочая глубина съемок составляла 8-10 метров. Но все получилось.

При включении электропривода манта грациозно взмахивала крыльями и устремлялась вперед. Сказывался эффект «машущего крыла», та самая мировая проблема в судостроении. Все дальнейшие маневры рыбы были связаны с изменением центровки. Если добавляли груз в нос, манта устремлялась вниз, убирали часть балласта – рыба начинала всплытие. Как-то само собой получилось (мы это не планировали), что «пущенная в кадр» манта не плыла напрямик, а совершала вираж и по пологой траектории приходила в нужную точку. Мы назвали это собственным стилем плавания.

Спецэффекты в советских фильмах

Аквалангист регулирует плавучесть бутафорской механической машины-ската перед съемкой.

Если сравнивать нашу механическую бутафорскую рыбу с акулой-людоедом из фильма Спилберга «Челюсти» (они примерно одинаковы по размерам), то преимущества манты налицо: отлично сделанная американская конструкция была все-таки ограничена в движениях длиной стрелы гидравлического крана, на конце которого она находилась. А манта в «Акванавтах» была абсолютно свободна в водной среде.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>