Памятник Карлу Марксу в Ульяновске

Карл Маркс, вырубленный в черном граните. Это мой самый любимый памятник в Ульяновске. В детстве, приходя сюда, я всегда замирал завороженный. При взгляде на памятник мне начинало казаться, что бородатый Маркс вот-вот вырвется из узкого прямоугольника, в который его заковали, и куски гранита, как при взрыве, разлетятся в разные стороны. Памятник казался мне настоящим чудом. Он и был чудом. Одно из первых пролетарских изваяний, порождение революционных 20-х, как и поэзия Маяковского, он буквально рвет мозг.

В детстве бабушка рассказывала мне, что стояла среди тех, кто пришел посмотреть на открытие монумента. И в тот момент, когда с памятника сдернули покрывало, она поняла, что старое время уже не вернешь никогда. Ткань сползла на землю, и темный гранитный монолит закрыл собой церковные купола, а Маркс в черном рубище, словно призрак коммунизма, сурово посмотрел на окруживших его людей…

Рассказ бабушки и памятник потрясли меня. Даже тридцатиэтажный Будда, увиденный мною сорок лет спустя в Мьянме, не произвел на меня такого впечатления. Моя душа была закалена черным Марксом – человеком и монолитом, рвущим свои гранитные оковы.

Памятник Карлу Марксу в Ульяновске

История создания

Памятник Карлу Марксу работы скульптора Сергея Меркурова (1881-1952) был открыт в Симбирске в 1920 году.

Изваяние — огромный, пятиметровый гранитный блок, поставленный на пьедестал. Фигура Маркса вырублена в нем лишь наполовину объема. Опустив голову, Маркс словно размышляет или готовится к чему-то. Фигура как бы пробуждается от состояния глубокого раздумья, начинает двигаться и огромным напряжением тела стремится освободиться от мешающих ей уз.

Не вырубленный местами гранит – на правой руке и у ног фигуры – та косная сила, с которой борется фигура. Маркс у Меркурова – это легендарный герой, каким представлялся он скульптору на фоне происходивших событий. Меркуровский Маркс подобен Прометею – легендарному великану, который, разрывая оковы, стремится к свободе. Освобождение этого великана должно принести освобождение всему человечеству…

Темой памятника стали слова Маркса, вырубленные на тыльной стороне монумента: «Идеи, овладевшие массами, становятся величайшей движущей победоносной силой». Сам скульптор говорил: «В своей скульптуре я стремился отразить людей, борющихся за переустройство мира».

Надо сказать, что путь скульптора к такому решению образа был длительным и противоречивым.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский в 1919 году в письме к Ленину написал: «В Москве имеется скульптор, вполне подходящий для единичного заказа ему статуи Маркса… Меркуров, на мой взгляд, обладает большой мощью, способностью психологического анализа и в то же время является реалистом».

Ленин поддержал Луначарского, и решением Совнаркома заказ на памятник был передан Сергею Меркурову. «Правда, первый проект памятника показался нам всем странным, и Владимиру Ильичу тоже», – напишет позже Луначарский.

И это немудрено. В отличие от Ильича и Луначарского Меркулов представлял Маркса иначе. Его первый проект памятника назывался «Карл Маркс, стоящий на четырех слонах» (сейчас бы сказали, что он там курил…).

И все же долгие поиски скульптора завершились безусловной удачей. Легендарной героической трактовке образа Маркса соответствуют композиция и материал памятника – гранит.

– Устраняя лишние детали, оперируя большими плоскостями и объемами, я добивался монументальности, устойчивости, сочетаемой с экспрессией и движением, – так охарактеризовал результаты своей работы сам скульптор.

Владимир ВОЛЖСКИЙ

Материал взят с туристического сайта об Ульяновске — ОтветЪ-газета. Другой Ульяновск. Достопримечательности города, обзоры гостиниц и кафе.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>