Мартовская эпопея «Лунохода-1»

Эта удивительная история произошла в канун 8 марта 1971 года на… Луне. В тот день несмотря на жесткий режим работы «Луноход-1» сошел с запланированного маршрута и увековечил женский день на лунной поверхности сделав его поистине планетарным! Об этом необычном событии поведал штурман «Лунохода-1» Константин Давидовский

Крепкий орешек

- К тому времени, — с гордостью рассказывает Давидовский, — «Луноход-1» уже несколько месяцев находился на Луне побив все отпущенные ему сроки. Первоначально планировалось, что агрегат проработает на поверхности спутника Земли в лучшем случае три месяца.

Однако маленький космический вездеход оказался «крепким орешком» и не собирался сдаваться.. Время от времени ему приходилось вертеться, подставляя солнцу то одну, то другую сторону (в течении лунного дня «солнечный» борт машины прогревался до +150 С, а теневой имел температуру – 50 градусов). Но несмотря ни на что, лунный трактор созданный гением советских конструкторов упорно полз по бескрайним просторам Моря Дождей и ежедневно отправлял на Землю ценнейшую информацию. Движением «Лунохода-1» с Земли управлял экипаж в который входили: командир, штурман, борт-инженер, водитель и радист.

Экипаж "Лунохода-1"

Космические авантюристы

- Центр управления луноходом (ЦУП) располагался в Симферополе на территории засекреченной воинской части «Симферополь-28», — продолжает Константин Давидовский. – Помимо нас, мужиков там работали еще 20 женщин. И вот в канун 8 марта мы стали думать, чем же порадовать прекрасную половину человечества. Тогда-то и родилась идея написать на лунной поверхности поздравление «С 8 марта». Прочертить слова должны были колеса лунохода. Вся поверхность спутника Земли покрыта толстым слоем пыли и оставленные на ней следы очень хорошо видны. Затем мы должны были сфотографировать надпись и вручить эти «поздравительные открытки» нашим женщинам во время праздника. К осуществлению идеи приступили в обстановке строжайшей секретности. Если бы начальство прознало о незапланированных виражах «Лунохода-1» нас бы ждали серьезные неприятности.

Секретный проект

- В тайне от всех я разработал схему движения и мы начали реализацию проекта. На словах все выглядит просто, а на деле план был сопряжен с огромной опасностью и риском. Дело в том, что луноход двигался по абсолютно неизведанной поверхности и любой камень или разлом мог стать последней точкой в космической эпопее.

И все же «Луноход-1» справился с задачей блестяще. Космический вездеход прочертил на лунной поверхности огромную восьмерку. Ее общая протяженность составила около 100 метров. Однако для того, чтобы написать слово «марта» энергии у аппарата не хватило. Энергетик сообщил, что машину необходимо ставить на вечернюю консервацию. Сил у лунного странника хватило лишь на то, чтобы забраться на небольшую горку и сфотографировать творение колес своих.

Межпланетный праздник

Утром следующего дня луноход начал движение по плановому маршруту. Позади него остался выписанный на поверхности спутника Земли замысловатый зигзаг. 8 марта каждая из женщин ЦУПа получила в подарок по раритетной фотографии, а женский праздник обрел поистине планетарный размах.

Константин Давидовский

- Я уверен, что этот символ будет виден на Луне еще несколько столетий, – подытоживает Константин Давидовский, – а то и тысячелетий. Ведь на Луне нет атмосферы и поэтому любые видоизменения поверхности сохраняются многие и многие годы.

Владимир ВОЛЖСКИЙ

 PS

Несколько лет назад Константин Давидовский погиб в ДТП. При переходе дороги его сбила машина…

.

Мартовская эпопея «Лунохода-1»: 2 комментария

    • Я родился и вырос в СССР! Конечно,молодость — это круто, но с высоты прожитых лет скажу — общественный строй, именуемый социализмом, очень напугал капиталистов, и только продажность зажравшихся руководителей страны отодвинули наши идеалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>