Теплое кино

В Советском Союзе не было ни Турции, ни Таиланда, ни Египта. Был Крым, Прибалтийское побережье, Сочи, Адлер и Сухуми. И это при том, что в СССР проживало людей в два раза больше, чем в теперешней России. Черное море было мечтой любого отпускника. Отпуск на море становился событием первой величины. И ничего, что порою отдыхающим приходилось вставать в 6 утра и идти на пляж, занимать место, т.к. к 8 утра все лучшие места были уже заняты, а в 10 на пляже физически негде было загорать даже стоя. И ничего, что приходилось ежедневно отмечаться в бесконечной очереди у касс, чтобы через неделю купить железнодорожный билет домой. Все это уходило на второй план, а вот отдых оставался. Вокруг таких поездок слагались легенды, о них помнили, про них рассказывали детям и внукам, о них снимали фильмы

 

Три плюс два

Немудрено, что при столь бесчеловечных раскладах морского отдыха прогрессивная часть советского человечества выбирала «дикий» отдых. Бросаешь в багажник палатку, акваланг, недельный запас тушенки — и ты человек свободный, как морской бриз!

Самым известным кинофильмом про такой отдых стал фильм «Три плюс два» снятый в 1963 году. Три молодых товарища благоустраиваются на безлюдном пятачке у Черного моря, и все бы отлично, но идиллию нарушает «Запорожец» с двумя девушками, претендующими на тот же самый клочок суши.

Как и многие кинокартины эпохи оттепели, «Три плюс два» получился искренне оптимистичным, и никогда не вызывал у зрителя неприязни от фальшивой духоподъемности.

Тут было море, книги, цирк, любовь, легкий страх перед советской милицией, хэппи-энд и первая заметная роль Андрея Миронова. Фильм Генриха Оганисяна, поставленный по пьесе Сергея Михалкова, закономерно превратился в ключевой манифест дикарского отдыха для наших соотечественников.

 

Дамы приглашают кавалеров

Вся из себя такая робкая и нескладная героиня Марины Нееловой берет отпуск за свой счет, чтобы рвануть на Черное море и добыть там всеми правдами и неправдами хоть какого-то жениха. Курортная жизнь ее начинает плющить, колбасить и куролесить, но что ни жених — то подвох или дурной сюрприз.

В самый нужный момент возникает лысеющий и затюканный Леонид Куравлев. Актер вписался в ленту просто филигранно. А как иначе, ведь в фильме он на спор шевелит ушами, чтоб произвести впечатление на даму.

Лента, конечно, до предела сентиментальная, но при всем этом очень деликатная и просветленная. Такой витринный образчик настоящего народного советского кино 1980-го года, обаянию которого невозможно сопротивляться.

 

Из жизни отдыхающих

В том же году тему курортного романа на экранах раскрыл фильм Николая Губенко «Из жизни отдыхающих». Но тональности этого фильма были очень и очень далеки от солнечных. Дело происходит в Крыму под закат осени, когда отдыхающие разбежались, а у холодного моря остались лишь те неудачники, которые получили путевки в мертвый сезон.

Фильм немного тоскливый, а главные положительные герои скучны. Однако кино спасают колкие диалоги, Ролан Быков и незабываемая сцена репетиции художественной самодеятельности.

 

Будьте моим мужем

В 1981 году Андрей Миронов снялся в нетипичном для него амплуа робкого интеллигента, которого берет в оборот и эксплуатирует отдыхающая мама с ребенком. Молодой женщине требуется фиктивный муж, иначе одинокую мать отказываются заселить в комнату «частного сектора». Сейчас это трудно, даже невозможно объяснить какими-то логическими аргументами, но в эпоху СССР подобное было нормой.

Некоторые критики называют эту картину худшей комедией в карьере Миронова. Однако, главный донжуан советского экрана, легко вытянул и этот фильм на своем горбу. «Будьте моим мужем» не забыт и не сгинул в киноархивах. Его смотрят до сих пор!

 

Спортлото-82

Необычайно популярная комедия Леонида Гайдая, как и все гайдаевское, благополучно растащенная на цитаты: «Кому апельсины, кому витамины? … — Рубль — штучка! Три рубля — кучка! В кучке три штучки».

Фильм снят Гайдаем в 1982 году. Съемки проходили в Феодосии на центральном вокзале и на центральном рынке. Именно там Кокшенов продавал апельсинчики.

Так же съемки проводились в Алуште, у подножия Карадага, в поселках Новый свет, Биостанция и в Ялте.

В картине много Крыма во всех ракурсах, по которому герои носятся в поисках потерянного выигрышного билета «Спортлото». Ностальгические виды советской Феодосии и горных турбаз гарантированы даже самому невнимательному зрителю.

 

Моя морячка (1990)

По сюжету вредная и принципиальная работница коктебельского парка культуры (Людмила Гурченко) ежедневно устраивает эстрадные представления для снулых советских курортников. На одном из таких мероприятий на сцену выходит «люмпен из Мурманска» (Михаил Державин) и под баян исполняет городской романс «Моя морячка».

И песня, и сам баянист смертельно раздражают героиню Гурченко, но настырный куплетист исправно каждый день является на эстраду, чтобы заработать положенный исполнителю приз.

Сюжет проще некуда, но тут как раз работает чудо кинематографа — когда два актера экстра-класса превращают нелепый скетч, будто написанный для «Ералаша», в незабываемый комедийный полнометр.

Кстати, для Людмилы Гурченко это не первая курортная роль — достаточно вспомнить легендарный манифест семейных ценностей «Любовь и голуби» (1984). Но в «Моей морячке» особо любопытно наблюдать быт черноморских аниматоров, которые полные надежд и творческих планов поступали в художественные и артистические институты, а заканчивали жизнь пением на трухлявых деревянных сценах под храп санаторных бабушек в панамках.

Фильм вышел на экраны в 1990 году, а через год СССР не стало. А вот Черное море так и осталось каким-то советским и по сей день.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>