Вертолет «Ка-50» («Черная акула») — гроза небес

Вертолет «Ка-50» («Черная акула») – настоящий мировой хит, и это несмотря на то, что первый полет машины состоялся двадцать лет тому назад. Казалось бы, прошло двадцать лет, и машина должна устареть. Но этого не произошло. Многое из того, что заложено в конструкции «Черной акулы», ни у кого не реализовано до сих пор!

На подмогу
Ка-50 «Черная акула»… У машины, которой рукоплескали многие авиасалоны мира, трудная судьба.
Уже в первые годы афганской войны выявились серьезные недостатки авиационной техники. Горы Афганистана – это сухой разреженный воздух, это ущелья с резкими переменчивыми ветрами, это моджахеды с ДШК, египетскими «Стрелами» и американскими «Стингерами». В этих условиях двигателям не хватало кислорода, вертолеты бросало на скалы, а полеты в ущельях всегда были сопряжены с огромным риском. Без преувеличения каждый вылет Ми-8 и Ми-24 на боевое задание был подвигом.
Учитывая возникшие проблемы, руководство советских ВВС начало подготовку к перебазированию в Афганистан вертолетов «Ка».

Достойный ответ
В конце 70-х Ка-50 – знаменитая «Черная акула» – стал ответом американскому «Апачу» – одноместному ударному вертолету с высокой степенью автоматизации полета. Конструкторы КБ имени Камова создали поистине уникальный летательный аппарат, равный которому по совокупности летно-технических и боевых характеристик так до сих пор и не удалось построить ни на Западе, ни на Родине.
Вертолет «Ка» был построен по соосной схеме, согласно расчетам аэродинамиков, прекрасно подходил для горных условий. Отсутствие рулевого винта позволяло сохранять управляемость машины при боковых ветрах, дующих со скоростями в три раза выше предельных для Ми-8 и Ми-24. Кроме того, оснастив вертолет совершенной электронной аппаратурой, конструкторы «убрали» с машины штурмана-оператора. Основной задачей боевой машины стало уничтожение бронетанковой техники противника, средств ПВО, а также прикрытие своих наземных войск от атак боевых вертолетов противоборствующей стороны.

Дрожи, буржуй
Комплекс вооружений «Черной акулы» настолько мощный, что пробивает броню современных танков на дальности 8-10 километров. Такой силой не обладает сегодня ни один вертолет в мире.
Многоцелевая ракета, оснащенная головкой самонаведения, реализует принцип «выстрелил и забыл». Но ракетное вооружение не единственное на Ка-50. Конструкторы подарили машине и «сухопутную» пушку с боевой машины пехоты. Причем летчик может управлять процессом прицеливания даже взглядом с помощью новой системы, включенной в прицельно-управляющий комплекс.
Помимо прочего Ка-50 – единственный в мире вертолет, способный в течение 12 часов «висеть» на одном месте и выполнять виражи, которые недоступны другим боевым вертолетам (в том числе и западным).
Летчиков и поныне восхищает способность «Акул» делать резкий разворот на 180 градусов на скорости до 200-220 километров в час. Это дает возможность в воздушном единоборстве встречать догоняющего противника залповым ударом в лоб. Такой тактический прием также не под силу ни одному вертолету в мире. Он дал повод западным журналистам назвать «Акулу» Hokum («Обманщик»). Противник ждет его спереди, а вертолет уже сзади и бьет на поражение всей своей мощью.

Ванна из брони
О непревзойденной маневренности Ка-50 говорит и то, что он способен двигаться в любом направлении практически с максимальной скоростью (310 км/ч), причем перемена направления движения происходит буквально за несколько секунд.
Все меры приняты и для того, чтобы летчик в любой ситуации мог спастись. Летчик помещен в своеобразную бронированную ванну, которая выдерживает осколки снаряда калибра 23 миллиметра. Мало того, Ка-50 – единственный в мире вертолет, оснащенный катапультируемым сиденьем (К-37 НПО «Звезда»), которое обеспечивает спасение летчика во всем диапазоне скоростей и высот.
О живучести «Черной акулы» говорит и то, что во время испытаний в одной из лопастей вертолета сделали 30 пробоин из автомата, но машина и после этого летала.
Ка-50 по праву можно назвать наследником легендарного российского штурмовика Ил-2, вошедшего в историю Второй мировой войны как «летающий танк».

Трудная судьба
Камовский вертолет, вполне вероятно, стал бы достойной заменой «двадцать четверкам», но, к счастью для пилотов, и, наверное, к несчастью для самой машины, афганская война подошла к концу. Прошло несколько лет. На месте бывшего Советского Союза возникло пятнадцать государств плюс огромная территория нестабильности – от Чечни до Таджикистана.
Создававшийся для уничтожения американских «Абрамсов» и германских «Леопардов» вертолет Ка-50, несмотря на то, что был почти идеальной машиной для разгоравшейся на постсоветском пространстве горной войны, оказался никому не нужен. Не успели отправить в войска первый десяток серийных машин, как Министерство обороны прекратило закупку вертолетов.
И все же в 1995 году «Черную акулу» приняли на вооружение. Приоритеты национальной безопасности сменились: уже не танки НАТО угрожали России, а многочисленные банды, как грибы плодившиеся в ряде республик Кавказа.
Банды, совершавшие налеты и мгновенно возвращавшиеся в горы. В те самые горы, боевая работа в которых требовала новой антитеррористической техники. Между тем потери вертолетов как в Чечне, так и в уже иностранной для России Средней Азии росли.
В Чечне только в одном скальном районе погибли три экипажа «восьмерок». В далекой Киргизии за два года именно боковой ветер стал причиной гибели трех Ми-8МТВ.

Боевое крещение
И вот зимой 2001-го Генеральный штаб принял решение о применении «Акул» в Чечне, срочно была сформирована боевая ударная группа (БУГ). В нее вошли вертолет разведки Ка-29, оснащенный необходимым оборудованием, и два боевых Ка-50.
Крещение огнем новейшего российского ударного вертолета состоялось 6 января 2001 года в ходе контртеррористической операции в Чечне.
В тот день вертолет Ка-50 «Черная акула» впервые применил бортовое оружие по противнику. Это произошло южнее села Центорой. В сложных условиях горно-лесистой местности летчики обнаружили укрепленный лагерь боевиков, в центре которого стояло несколько обвалованных грунтом и замаскированных подручными средствами каменных домов. Ограниченная в ущелье видимость не помешала Ка-50 выполнить заход на обнаруженные цели и с дальности в три километра произвести пуск двух управляемых ракет.

Миллион за «Акулу»
Боевая работа в Чечне подтвердила высокие боевые характеристики «Акул» и их уникальную пригодность для применения в горах. Ка-50 совершили десятки вылетов на «свободную охоту» с применением всех видов бортового оружия. Спецназ, осматривавший остатки сожженной техники бандформирований, неизменно давал высокие оценки новому вертолету и мечтал, чтобы авиационная поддержка разведгрупп оказывалась бы именно «Акулами».
По имеющимся данным, за сбитую «Черную акулу» и соответствующую видеозапись боевикам обещан миллион долларов. Однако миллион «зеленых» и поныне остается для них лишь заоблачной мечтой.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>