Среди советских автомобилей «Победа» занимает совершенно особое положение. Когда ты берешься за ручку этого автомобиля, прикасаешься к самой истории. Созданная в 1943 году, она стала символом победы и налаживающейся мирной жизни. Именно «Победа» явилась родоначальницей всего послевоенного поколения горьковских автомобилей, воплотив в себе множество конструктивных новаций.
Авто из красного дерева
В 1943 году, после победы под Сталинградом, в Горьком на автозаводе имени Молотова началась работа над новым автомобилем. И это был не грузовик и не тягач для пушек. Это была легковушка. Рабочее название автомобиля было – «Родина».
Первый макет авто сделали из красного дерева, причем в натуральную величину. Даже после бомбежек 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работа над машиной не прерывалась.
Первый опытный образец ГАЗ-20 «Победа» был готов 6 ноября 1944 года. Его выкатил из ворот завода сам главный конструктор Липгарт.
День «Победы»
19 июня 1945 года, за пять дней до парада Победы новая машина предстала перед Иосифом Сталиным.
– Машина хорошая, – сказал отец народов, хотя было видно, что она ему не понравилась.
Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина», поэтому нужно было одобрение Сталина.
– А сколько стоит «Родина»?.. – осведомился вождь.
Тогда попросили присвоить машине название «Победа». Сталин ответил что-то вроде: «Hевелика победа. Hу да ладно, пусть так и будет».
Приказ о серийном выпуске был отдан. Так появилась на свет одна из самых легендарных советских машин.
21 июня 1946 года Горьковский автозавод приступил к выпуску нового автомобиля. До конца года сделали всего 23 машины. Неудивительно – «Победы» делались практически вручную.
Стоп-машина
В 1948 году производство «Победы» было приостановлено, так как при опытной эксплуатации выявилось много «детских болезней». Среди них – рывки сцепления, повышенный расход бензина, низкий потолок над задними сиденьями, некачественный глушитель и т.д. Причины?
В общем-то обычные: «сжатые сроки», «стремление любой ценой выполнить и перевыполнить» и т.д.
Способы борьбы? Тоже вполне обычные. Сняли директора завода. А главного конструктора Липгарта «сослали» в Миасс простым инженером на УралАЗ.
Так или иначе, с 1949 года начала выпускаться обновленная «Победа». Ей не дали нового индекса, но в конструкцию внесли достаточно много изменений. Она, собственно, и есть та «Победа», которой можно гордиться и которую называют «советский автомобиль века».
Нестандартные решения
Модернизация автомобиля производилась прямо во время производства. Для советских военачальников, которые использовали «Победу» в Западной Европе, была на пять сантиметров уменьшена толщина заднего сиденья – иначе они не могли ездить в машине, не снимая папахи. Причем конструкция авто была настолько удачной, что многие иностранные фирмы начали копировать нестандартные технические решения, а английская фирма Standart просто скопировала его полностью. В этой машине впервые были реализованы технические новшества, ставшие стандартом в современных автомобилях. Именно на «Победе» появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, а также электрические стеклоочистители. Во всех предыдущих советских автомобилях «дворники» были механические или пневматические, и скорость их работы зависела от скорости машины.
Помимо прочего пассажиры «Победы» получили возможность ездить без валенок и тулупа и не возить мешочек с солью для протирки стекол – у машины была печка. На фоне такого торжества комфорта о такой приятной мелочи, как плафон освещения салона, можно уже и не говорить. Однако новизна технических решений не была единственным достоинством «Победы». Эта машина стала символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Незапланированное испытание
Кстати, незапланированное инженерами ГАЗа испытание «Победы» было проведено в семь часов утра 29 августа 1949 года, на полигоне в Семипалатинске. Там проводились испытания первой атомной бомбы. На опытном поле в круге радиусом 10 километров были построены сооружения, подведена техника, привлечены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия. На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». 30 августа 1949 года, на другой день после взрыва, участники испытаний вернулись на опытное поле. Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего сгорели все десять «Побед». По иронии судьбы, Лаврентий Берия распорядился так: тем, кому в случае неудачи был уготован расстрел, присвоить Героя и выдать ЗИС-110; кому максимальное тюремное заключение – орден Ленина и «Победу». Так академикам Юлию Харитону и Игорю Курчатову вручили ключи от автомобилей ЗИС, а Якову Зельдовичу досталась новая «Победа».
Живее всех живых
«Победа» находилась в производстве с 1946 по 1958 год. Всего за эти годы было выпущено 235 999 машин.
Однако «пенсионерская» жизнь «Победы» продолжается до сих пор. Кстати, с 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года.
Сейчас, по статистике, в Москве осталось около 1400 «Побед», из них передвигаются самостоятельно штук, наверное, 400. Ну а стоит машина копейки – за «Победу» на ходу просят долларов 300-500. Хотя можно найти и за сто. Но купить мало. «Победа» должна ездить. А для этого она должна стать смыслом жизни. Или, может быть, диагнозом. Ведь если человек ездит на «Победе», значит, зачем-то это ему нужно.
Когда уже перестанут тиражировать и повторять эту глупость, про то что первоначально «Победу» называли «Родина»!? Это гаражная, ничем не подтвержденная байка уже изрядно поднадоела. А имя «Родина» действительно планировали дать М21, на что ЕСТЬ реальные фото. Не будут же конструкторы наступать на одни и те же грабли с интервалом в 10 лет?
Учите историю,писатели!