Музыкальная комедия Пырьева «Кубанские казаки» считается едва ли не самым одиозным и спорным фильмом сталинского времени. «Казаки» долгое время находились в официальной опале, при этом были любимы зрителями. На комедии и смеялись, и плакали. Плачут и сегодня. Фильм давно вошел в золотой фонд российского кинематографа
В 1950-й – год выхода «Кубанских казаков»
* 13 января в СССР было объявлено, что по требованию народа смертная казнь, отмененная в 1947-м, восстанавливается для осужденных за измену родине.
* Сентябрь – финал «ленинградского дела». Бывший член Политбюро и председатель Госплана академик Николай Вознесенский, его брат, ректор ЛГУ Александр Вознесенский, их сестра, партийный работник Мария Вознесенская, Кузнецов, Попков и еще около 200 ленинградцев на выездном заседании Военной коллегии Верховного суда в Доме офицеров на Литейном проспекте приговорены к расстрелу.
* Из письма в Совет по делам колхозов от крестьянки Рахмановой из колхоза имени Дзержинского Мойловского сельсовета Хвастовического района Калужской области: «5-й год живем в мире, и с каждым годом все трудней. Госналоги все больше. Если в 1949-м я уплатила 375 рублей и сдала40 килограммовмяса, то в 1950-м – 550 рублей и 44 килограмма мяса, а всего скота – коза да маленький поросенок. Денег не видим, так как на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая – дети пухнут с голоду».
Правда жизни
«А все-таки неплохо у нас обстоит дело с сельским хозяйством», – сказал Сталин, увидев картину…
Сам режиссер Иван Пырьев меньше всего обманывался насчет «правды жизни»: «Прочитав как-то в газете об открытии в городе Верее Московской области колхозной ярмарки, я решил съездить и посмотреть, что это такое. И, увы, был разочарован: название «ярмарка» придумали в райотделе, чтобы продать залежалый товар».
– Но слово «ярмарка» запало мне в душу, – говорил впоследствии Пырьев. – Вспомнил сибирские ярмарки в селах Ужур, Боготол, Крутиха, которые я видел в детстве… Вспомнил и то, что я знал по рассказам о знаменитой Ирбитской ярмарке и, наконец, о гоголевской «Сорочинской ярмарке»…
Ярмарка – это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. Как правило, ярмарки устраивались к концу года, когда на полях все убрано, когда хлеб обмолочен и лежит в закромах, а лен, шерсть и пенька уже являются товаром. Когда у крестьян есть деньги, заработанные за весну и лето… И так решил я, что все должно происходить на одной из кубанских ярмарок. То, что ярмарок тогда на Кубани не бывало, меня не смущало. Я начал снимать…»
Великий «юродивый»
По воспоминаниям Марины Ладыниной:
– У Ивана Александровича Пырьева каждый съемочный день – это история, потому что он никогда ничего не делал просто. Допустим, надо было пронести шарики мимо камеры. И вот он дает актеру, который у него снимался из картины в картину в таких маленьких эпизодах, эти шарики и говорит: «Ваня, значит, ты вот эти шарики должен пронести слева направо, а потом справа налево, вот я как махну тебе рукой, так ты это будешь делать». В одном дубле он не может идти, в другом дубле не там идет, в третьем дубле… И вдруг Пырьев хватает эти шарики у него из рук, становится на колени и перед ним стоит, и огромное количество людей: «Ваня, ну прошу тебя, умоляю!» Этот пятится, и Пырьев идет на него на коленях, плачет: «Посмотри, какие у меня слезы. Что ты делаешь? Солнце уходит, сколько стоит этот съемочный день! Ну как мне тебя еще просить?» – и кланяется, и ползет на коленях, как будто он юродивый какой-то.
Красивая любовь
«Кубанские казаки». Производство – ордена Ленина киностудия «Мосфильм». На экраны вышел в 1950-м.
В главных ролях: Марина Алексеевна Ладынина (председатель колхоза «Заветы Ильича» Галина Ермолаевна Пересветова) и Сергей Лукьянов (председатель конкурирующего колхоза Гордей Гордеич Ворон).
Фильм был встречен зрителем с восторгом!
– Сергей Владимирович Лукьянов, который был приглашен на главную роль, очень большой актер, огромного обаяния, юмора, – напишет впоследствии актриса Клара Лучко. – И так получилось, что действительно на этой картине мы полюбили друг друга, после поженились и жили 15 лет до смерти Сергея Владимировича. Это была очень красивая любовь. Конечно, картина связана у меня и с этими тоже переживаниями.
И юбка телепается…
– Как-то раз, – вспоминает актриса Марина Ладынина, – в местечко, где шли съемки, на какую-то конференцию съехались председатели колхозов, и нас, актеров, которые приехали туда сниматься, пригласили в гости.
И главный, который вел это все, сказал мне по секрету: «Марина Алексеевна, вы такая-сякая, хорошая актриса, но вам нужно отказаться от этой роли. Ну какая вы председательница колхоза? Вы посмотрите на наших баб». Я говорю: «Вы знаете, меня учили, что я обязана играть не только то, что подходит».
И вот я уже забыла, конечно, что я с ним говорила, и вдруг получаю письмо, и он называет меня на «ты», как председатель председательницу, и там эта потрясающая рецензия: «У тебя и юбка телепается по ботинкам, когда ты идешь по стерне, так, как у наших баб».
А однажды я получила письмо из колхоза «Заветы Ильича». На конверте было написано: «председательнице колхоза Галине Ермолаевне Пересветовой», а на уголке – «Москва, «Мосфильм», актрисе Ладыниной». И мне пишет мальчик, которому страшно понравился мой колхоз, и он просит взять его и его родных, которые очень плохо живут: что они будут прекрасно работать в этом колхозе, у меня…
За три года до смерти Сталина в СССР было выпущено 13 художественных фильмов. «Кубанские казаки» стали событием, за которое в 1951 году Пырьев получил свою шестую и последнюю Сталинскую премию…
«Образчик лакировки»
Период «опалы» начался после того, как на «Кубанских казаков» обрушился Хрущев: образец, мол, сталинской лакировки действительности. В семидесятые годы прошлого века завотделом по культуре ЦК КПСС Василий Шауро выступил с предположением, что «Кубанские казаки» не лакировка, а «прозрение» большого мастера. На это совещание был приглашен и актер картины, главный режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов:
– Вот я стою между дублей, в шелковой рубахе с пояском, выкрашенный блондином, с пучком завитых волос… И вдруг тут же, на этой «выставке достижений сельского хозяйства», вижу – стоит бабка старая, в рваном ватнике и смотрит на то, что творится. И тут она меня спросила: «Скажи-ка, дорогой, из какой же это жизни снимают?» Я говорю: «Да из нашей, бабушка». Она говорит: «И не стыдно тебе – молодой, а все врешь и врешь?»
И вот я говорю, Василий Филимонович, с тех пор я дал слово в таких вещах не участвовать.
На совещании воцарилась какая-то странная тишина. Обсуждение «прозрения» прекратили…