Эту озорную музыкальную комедию со сказочным сюжетом, поставленную режиссером Константином Бромбергом, мы смотрим уже 23 года! «Чародеи» стали неотъемлемой частью новогодних праздников, еще одним киносимволом Нового года, разделив это почетное бремя с рязановской «Иронией судьбы».
Ночи напролет
Нет, наверное, человека, не видевшего эту ленту. Снятая по мотивам популярного романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» картина собрала плеяду замечательных артистов. В те годы у власти был еще Брежнев, а Стругацких, как и «Мастера и Маргариту», читали в самиздате. Добиться постановки «Чародеев» режиссеру Бромбергу было нелегко. Помогло то, что за год до этого он снял успешный фильм «Приключения Электроника».
Съемки фильма, зажатые во временные рамки, были очень трудны. Невероятно популярный Александр Абдулов, утвержденный на главную роль, одновременно снимался еще в четырех картинах. Так что в первые дни «Чародеев» снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, а веснушчатая сестренка Вани задорно поет «Три белых коня», Абдулова заменяет дублер. Так называемые крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью». Над картиной стали работать ночами.
– В то время я разрывался между работами, – вспоминает Абдулов, – днем – с одними, ночью же вынужден был сниматься в «Чародеях». Артисты меня за это не любили. Им тоже приходилось вкалывать вместе со мной ночи напролет.
Расстались друзьями
Роль Аленушки сыграла Александра Яковлева, уже известная по фильму «Экипаж». Яковлева была весьма требовательна к своему внешнему виду и проводила в кресле гримера по пять часов, чем невероятно утомляла своих партнеров. Дошло даже до того, что Валентин Гафт просто отказался сниматься вместе с ней. В один прекрасный день он не выдержал: «Все, мне это надоело! Сниматься с Яковлевой больше не буду!» Так и сделали: снимали отдельно Гафта, отдельно – Яковлеву, а соединяли их с помощью монтажа. На озвучку актеры тоже приходили порознь. Но в картине был один эпизод, где озвучивать отдельно было невозможно, и тогда режиссер пригласил Гафта вместе с Яковлевой. В конце работы та, как ни в чем не бывало, бросилась Гафту на шею, и они… расстались друзьями. «Ну почему она не сделала это хотя бы на несколько дней раньше? Это бы очень серьезно облегчило нам задачу», – досадовала съемочная группа.
12 дублей на горбу
– До сих пор, – говорит Эммануил Виторган (чародей Ковров), – когда люди не могут вспомнить мою фамилию, говорят: «О! Тот самый, который пел: «…главное, чтобы костюмчик сидел…» Хотя костюма мне в ту пору поносить не пришлось. Обычно в фильмах, спектаклях наряжают костюмеры. А здесь я весь фильм сыграл в своем собственном свитере, в своей кепчонке, только тулуп мне дали. Миша Светин, жуткий мерзавец (шучу!), в эпизодах, где я таскаю его на горбу, после каждого дубля говорил: «Давайте еще разок снимем, надо сделать иначе»… Снято было дублей 12.
– Я не рассчитывая, что картина обретет такую популярность, – вторит коллеге Михаил Светин. – Считал, что снимаем обыденную сказку. И на съемочной площадке был как рыба в воде: бодро вскакивал на Виторгана, он меня вез… Красота! Правда, когда снимали эпизод в вагоне, пришлось пережить неприятные процедуры. Меня подвешивали на ремнях, пропускали их между ног… Они жутко резали тело. Очень больно, сплошной дискомфорт. Ноги, руки болели, ведь подвешивали меня на приличной высоте. И вот однажды группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел и орал, перепугался насмерть. После этого в другом эпизоде настоял на дублере…
«Лю-ю-ди! Кто так строит?»
– У моего героя в сценарии всего две-три фразы, – говорил после съемок Семен Фарада (гость с юга), – играть нечего. Подхожу к Бромбергу: так и так, отказываюсь от роли. А он: «Лучше придумай своему герою какое-нибудь дело, но только смешное!» Ну, я и придумал свой поход по коридорам, где человек, рожденный в горах, заблудился. И что вышло: я сыграл 130 ролей, а зрители помнят две: Маргадона в «Формуле любви», поющего «Уно моменто…», и роль горца в «Чародеях», мой вопль: «Люди, где вы, ау?!» Такие чудеса, такие чары…
Коллеги же вспоминают, как однажды в ходе ночных съемок Фарада блуждал по коридорам под прицелом камеры и вдруг упал лицом в пол и не встает. Подошедший оператор увидел, что Фарада спит!
Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил тоже Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съемочную группу.
Однотипные коридоры
Кстати, место съемок, где заблудился герой Фарады, теперь начинают приписывать себе многие организации. Например, на сайте Института биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова написано: «С высоты птичьего полета контуры нашего здания напоминают фрагмент спирали ДНК, в коридорах легко заблудиться… Именно поэтому институт был выбран для съемок фильма «Чародеи».
Развеем слухи: Фарада блуждал не в стенах института, а в «Останкине». Все, кто хоть раз бывал в телецентре, знают, как там сложно отыскать среди сотен однотипных коридоров и коридорчиков нужный кабинет. Ну а большая часть съемок «Чародеев» проходила в останкинском зимнем саду. Изба со скатертью-самобранкой была сооружена в павильоне Киностудии имени Горького, уличные съемки шли в туристическом комплексе в Суздале, а все сказочные действа (проход через стены Абдулова и Виторгана, полет Саши Яковлевой на метле) отсняты на Одесской киностудии.
Лестница в никуда
– Съемки фильма сопровождала мистика, – рассказывает Бромберг. – Однажды, плутая по телецентру, я обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой, смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли! По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее в глубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь – иначе пришлось бы ломать стену.
Согласились с утверждением «каков жанр фильма, таким будет и съемочный процесс» и участники съемочной группы. «Чародеи» – картина как бы научно-фантастическая. Поэтому на съемках без фантастики не обошлось…
– Снимали под Суздалем сцену с катанием на лошадях, – вспоминает второй режиссер Юлия Константинова. – Ночь, снег, чистое поле, ни зги не видно. Часть прожекторов направлена в небо. И вдруг прямо над нашими головами «летающая тарелка»! Зависла и светится. Мы обалдели, стоим с разинутыми ртами. Первым очнулся Бромберг, крикнул оператору: «Снимай!» Но едва тот «перенацелил» громоздкую камеру, как «тарелка» пропала. Просмотрели пленку – ничего не разобрать. Но что «тарелка» была – десятки людей видели.
«Зарезанный» кот
Однако даже волшебная поддержка не спасла «Чародеев» от ножниц. Вырезали большую часть роли говорящего кота (его блистательно озвучил Георгий Вицин). От всех реплик осталось лишь два возгласа: «хам» и «ура».
Изначально же кот подходил к уходящему Ивану, терся об ноги и предупреждал: «Не советую – съедят!» Или говорил: «Ну пойди же и поцелуй ее!» Иван топтался: «Я боюсь». На что кот отвечал: «Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!» – и толкал его головой. Потом, когда Сатанеев сидел на коньке, беседовал с ним и давал тому по морде. И всю эту красоту вырезали только потому, что цензура опасалась ассоциаций с котом Бегемотом у Булгакова. Когда Вицин узнал, что его кота «зарезали», он заплакал.
Кстати, на роль кота пробовались 18 питомцев (в том числе из Уголка Дурова). Однако взяли раскормленного домашнего кота, которому было достаточно лизнуть сметанки, и он начинал «артикулировать» (облизывать языком рот, что со стороны выглядело, как бесконечная речь).
Стежки-дорожки
За прошедшие годы в жизни главных действующих лиц «Чародеев» многое изменилось. Михаил Светин, Александр Абдулов, Валерий Золотухин и Эммануил Виторган по-прежнему на виду у публики.
Режиссер картины Константин Бромберг теперь живет в США. Занимается разработкой концепции создания русско-американского канала.
Александра Яковлева одно время являлась вице-мэром Калининграда.
Екатерина Васильева теперь говорит, что она в первую очередь казначей храма на Софийской набережной Москвы, а уже потом – актриса.
Любимые фразы:
– Главное, чтобы костюмчик сидел!
– Ну кто так строит?!
– Следы! Здесь прошли люди!
– Товарищ человек, помоги найти выход!
– Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь!
– Я женщина! И этим все сказано!
– Чтобы проходить через стены нужно: четко видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий.
– Вот она, жизнь холостяцкая! Некому даже к черту послать.
– Колдун нестандартный!
– Меня ругают – значит, я существую!
– Невеста – и уже ведьма?!
– Он проходимец, и ноги у него кривые!
– Тургенев? А-а, «Каштанка».
– Этот дуб у нас еще пошумит!
Обожаю этот фильм. Только поют там много
Не знаю, как так вышло, но я еще ни разу не видел охранника в нормально сидящем костюме. Что главное?