«Альбатрос» – самый большой в мире реактивный самолет-амфибия. Эта уникальная машина создавалась на пике «холодной войны» как противолодочный гигант, способный круглосуточно вести слежение за ударными субмаринами НАТО в любой точке мирового океана. Одной или двумя торпедами «Альбатрос» мог легко уничтожить подводный ракетоносец типа «Огайо». Увы, как это часто у нас бывает, с момента создания уникального самолета в воздух поднялись всего два опытных образца. Несмотря на это, на них было установлено 170 международных рекордов
«Железная птица»
Большинство жителей земли русской давно привыкли к мысли, что никак нам не угнаться за передовым Западом. Особенно в области современных технологий. И автомашины у них лучше, и корабли, и самолеты… Впрочем, насчет самолетов знающие люди могут поспорить. Особенно если речь идет не об обычных воздушных судах, а о машинах в свое время полуфантастических, совмещающих качества «железной птицы» и быстроходной лодки, для которых родными являются сразу две стихии – вода и воздух. Самый яркий пример тому – созданный в начале 80-х годов прошлого века самолет-амфибия А-40 «Альбатрос».
Самая большая реактивная амфибия
Разработка этой уникальной крылатой машины началась в конструкторском бюро им. Бериева в 1983 году. А-40 создавался прежде всего как противолодочный самолет, способный за непродолжительное время обследовать обширные водные пространства, обнаружить подводную лодку и поразить ее имеющимся на борту оружием. Самолет был построен совместно с Таганрогским авиационным производственным объединением им. Димитрова и впервые поднялся в воздух с сухопутного аэродрома в декабре 1986 года. С воды экипаж поднял его в ноябре следующего.
А-40 «Альбатрос» стал самой большой реактивной амфибией в мире с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками.
Короткий век «Альбатроса»
Самый большой в мире гидросамолет А-40 имеет взлетную массу до 86 тонн, скорость полета около 800 км в час, дальность до 5500 км. Способен садиться в открытом море при высоте волны до 2 м. Силовая установка включает два маршевых двигателя и два стартовых реактивных двигателя, расположенных на обтекателях стоек шасси.
Бортовое оборудование должно было обеспечить высокий уровень автоматизации навигационных и пилотажных задач, а также поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок противника. Самолет был оснащен поисково-прицельной системой, в которую вошли радиолокатор, гидроакустическая станция, магнитометр, современный пилотажно-навигационный комплекс и другое оборудование. А-40 мог нести в грузовом отсеке противолодочные торпеды, глубинные бомбы и ракеты.
Внешний облик самолета был защищен промышленным образцом, а более шестидесяти технических решений были признаны изобретениями.
Как видите, все характеристики таганрогской чудо-машины описаны в прошлом времени: «мог» и «был». К сожалению российских ВВС и ВМФ, «Альбатрос» до сих пор так и не пошел в серию.
Два экземпляра
Впервые для широкого обозрения А-40 был выставлен на авиационном празднике в Тушино в августе 1989 года. Летом 1991-го его продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. Даже со снятым спецоборудованием он стал одной из сенсаций выставки. И не зря. К тому времени «Альбатрос» установил уже около 140 мировых рекордов. В том числе по скороподъемности (на3000 метровс грузом 10 тонн он взлетает за 3 минуты), по крейсерской скорости (с 10 тоннами груза – 745 км/час) и по высоте горизонтального полета (с тем же грузом – 13 тысяч метров). Такого совершенного противолодочного самолета не было ни у одной страны. Впрочем, и в России их было построено лишь два экземпляра…
Увы, дальше рекордов дело не пошло. «Альбатрос» попал под «нож» конверсии начала 90-х годов: расходы на оборону резко сократили и средств для развертывания серийного производства А-40 не нашлось.
История с хорошим концом
И все же история А-40 имеет продолжение. На основе научно-технического задела, полученного в ходе реализации программы противолодочного самолета А-40 «Альбатрос», был разработан его поисково-спасательный вариант А-42 с двумя шестиместными спасательными моторными лодками и пассажирский самолет-амфибия Бе-200, рассчитанный на перевозку 68 человек. Основным заказчиком Бе-200 стало МЧС России.
24 сентября 1998 года в Иркутске, на заводском аэродроме ИАПО, состоялся первый полет опытного Бе-200. А в сентябре 1999-го амфибия выполнила первый взлет с воды.
Самолет-пожарный
Особенность Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями – полностью герметичный фюзеляж. Бе-200 на четверть короче и вдвое легче старшего брата и благодаря этому может взлететь чуть ли не с каждого второго внутреннего водоема России.
Противопожарный вариант самолета Бе-200 обеспечивает забор до 12 тонн воды из ближайшего к очагу огня водоема. Время заполнения баков не превышает 14 секунд (популярный на Западе «пожарник» канадский CL-415 поднимает около 7 тонн). Причем за одну заправку топливом самолет способен сбросить до 320 тонн воды (при удалении очага пожара от водоема на расстояние до10 км).
Международный интерес
Помимо базового, противопожарного варианта разработаны такие модификации, как транспортная, пассажирская, поисково-спасательная, санитарная и патрульная.
В дальнейшем, после дооборудования Бе-200 специальными системами, его предполагается использовать для поиска и нейтрализации облаков сильнодействующих веществ, а также обработки площадей химическими и биологическими препаратами.
Заинтересованность в приобретении самолета уже выразили Федеральная пограничная служба России, администрации Сахалинской и Иркутской областей. В дальнейшем покупателями Бе-200 могут стать Индонезия, Китай, Малайзия, Южная Корея и ряд других государств.