1962 год, лента «Девчата» выходит на экраны СССР. 35 миллионов зрителей в восторге, советские критики морщатся, а зарубежные кинофестивали с удовольствием дают фильму награды. Сценарий обыкновенной бытовой комедии режиссер Юрий Чулюкин и великолепный актерский ансамбль превратили в яркую, остроумную и талантливую ленту, которую с удовольствием смотрят и по сей день.
Шерше ля фам
«Девчата» – одна из немногих картин нашего кино, в которой особенно ярко прописаны именно женские образы. Поэтому к выбору актрисы на главную роль Тоси Кислицыной подходили очень ответственно. Играть девочку-сиротку, поступившую работать поварихой на лесоповал, мечтали множество актрис (около полусотни). Но вся съемочная группа твердила, что эта роль должна достаться только Надежде Румянцевой. Тем временем ту до проб не допускали. Никто не понимал, что происходит, почему не приглашают Румянцеву, – она даже училась вместе с Чулюкиным и уже успешно снялась в его фильме «Неподдающиеся». Как говорят французы, шерше ля фам: оказалось, все дело в молодой красавице – жене режиссера.
– Наталья Кустинская (жена режиссера Чулюкина), очень хотела сниматься в «Девчатах», – рассказывает Надежда Румянцева. – Он не мог, да и не хотел идти против ее воли. В итоге Юра позвонил мне сам: «Надя, ты не обижайся на меня и приходи на пробы, но меня на них не будет. Пойми, я боюсь испортить отношения с Наташей, я ее очень люблю».
Руководитель проекта Михаил Ромм, увидев Румянцеву на пробах, заявил: «Играть будет только эта «пичуга». Хотя «пичуге» был уже тридцать один.
Сама Кустинская (через два года после «Девчат» она все же прославилась благодаря другой комедии – «Три плюс два») всегда была уверена, что муж специально не хотел снимать ее в своих фильмах. «Он не только сам меня не снимал, но еще и расстраивал мои съемки на стороне, – вздыхает актриса. – Муж боялся, что, став знаменитой, я уйду от него».
Женское лидерство
Когда Румянцеву утвердили, уже почти все актеры были найдены – оставалась только главная мужская роль. Опять начались бесконечные пробы.
– В конце концов утвердили Колю Рыбникова, – вспоминает Румянцева.
В «Девчатах» Рыбникову и Румянцевой нужно было играть любовь, но в жизни они не выносили друг друга. Дело в том, что Николай хотел сниматься в фильме со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли не нашлось. Актер заочно невзлюбил «выскочку» Румянцеву. Актриса вспоминает, что сначала на съемочную площадку приехал не «просто Коля, а суперзвезда». И смотрел на актрису свысока.
Николая сердило, что режиссер так «носится» с еще не столь популярной Румянцевой, принимает ее трактовку мизансцен. Но Надежда, ничуть не смущаясь, возражала, мол, фильм называется «Девчата», значит, главная роль у нее и мужское лидерство не пройдет… Режиссеру же действительно нравился задиристый нрав Румянцевой, он ее поддерживал, и это еще больше злило Рыбникова. На съемках «влюбленные» постоянно препирались. Дошло до того, что из-за ссор Рыбникову никак не удавалось изобразить в кадре пылкие чувства, несколько сцен по требованию режиссера пришлось переснять – и тогда Рыбников заволновался, опомнился, быстренько расстался со своей звездностью и перестал скандалить.
Уважение к партнерше пришло во время съемок: зимнюю тайгу снимали в 30-градусную жару в Ялте – Рыбников задыхался в своем тулупе и валенках и с изумлением смотрел на Надю, никогда не терявшую бодрости духа.
Как известно, роль Тоси принесла Румянцевой всемирную известность. Она получила Гран-при на кинофестивале в Аргентине, западные газеты называли ее «русской Джульеттой Мазиной» и «Чарли Чаплином в юбке», ей предлагали переехать в Голливуд (о чем актриса, понятное дело, не знала – начальство от ее имени всем отказывало).
Внимание, снимаю!
* Роль разбитной красавицы Анфисы в фильме сыграла будущий режиссер «Гардемаринов» Светлана Дружинина. Дружинина говорит, что это одна из ее любимых ролей, потому что до «Девчат» ей предлагали в основном одноплановые роли сельских тружениц: «Я от всего отказывалась, мне это было неинтересно. Анфиса была полной противоположностью тому, что я прежде играла. И я получила большую радость от работы…»
* По сценарию герой Рыбникова старше героини Румянцевой. Гримерам пришлось постараться, чтобы зрителю была видна разница в возрасте, хотя актеры были ровесниками.
* Румянцева сама придумала себе наряд: сшила легкое пальтишко, а шапку-ушанку взяла у родного племянника.
* Лесоповал для фильма «Девчата» устроили в павильонах «Мосфильма», где выстроили леспромхозовский поселок и на площадке посадили более трехсот больших деревьев.
* Часть натурных съемок проходила на Северном Урале в настоящем леспромхозе, в 50-градусный мороз. И вот повариха Тося (Румянцева) принесла рабочим еду. Раздала ложки и вилки, а они – металлические. Рыбников взял да и облизал ложку, она вмиг прилипла к губе. Съемку остановили, попытались отцепить ложку – никак. Рыбников, чтобы времени не терять, рванул ложку и оторвал ее с кожей, с кровью. Румянцева была потрясена: «Какой мужественный актер!»
* Весной и летом съемки перенесли в Ялту, где изображали сибирскую зиму с помощью искусственного снега и поваренной соли. Актеры парились в тулупах и валенках при 30-градусной жаре. Когда герой входил в помещение с «мороза», в виде пара пускали клубы очень вонючего белого газа (газ без запаха был изобретен позже).
* Песня Александры Пахмутовой «Старый клен» была написана специально для «Девчат». После выхода фильма на экраны она обрела самостоятельную жизнь, ее распевали всюду. Популярность картины не удивительна – здесь что ни образ, то судьба. Взять, например, героиню Анфису… Созданный Светланой Дружининой образ сексуально-ядовитой красотки Анфисы вряд ли удостоился бы приза зрительских симпатий, но впечатывался в память раз и навсегда. Галерея красивых стерв продолжилась для Дружининой в фильме «Дело было в Пенькове», режиссеры готовы были эксплуатировать этот образ и дальше… Но Дружинина не позволила этого сделать и переквалифицировалась в режиссеры.
«Не одобрямс…»
Съемки картины уже подходили к своему завершению, когда все вдруг почувствовали: что-то страшно тяготит Чулюкина. День ото дня режиссер становился все более молчаливым и замкнутым.
– Я очень хорошо помню, как Юра однажды после съемок сказал мне: «Толя, вот увидишь, этот фильм не имеет будущего, – делится сыгравший роль приезжего инженера артист Анатолий Адоскин. – Тогда мне эти слова показались бредом. Но когда «Девчата» вышли на экраны, от критиков не последовало ни единого отзыва. Хотя у зрителей картина пользовалась бешеным успехом. «Девчат» растащили на цитаты, фильм получил три награды международных кинофестивалей, но высшее руководство картину не одобрило. На фильм наложили уничижительный штамп – «Развлекательный жанр».
Весной 1987 года, будучи в Мозамбике на неделе советских фильмов, Юрий Чулюкин упал в лестничный пролет с 10-го этажа и разбился. Некоторые его знакомые считают, что режиссер очень серьезно и долго переживал тот факт, что власти проигнорировали «Девчат». Это наложило отпечаток на всю его жизнь и могло стать причиной самоубийства.
– Я не допускаю возможности его добровольного ухода из жизни, – возражает Надежда Румянцева. – Думаю, что это был несчастный случай. Он облокотился на перила, они проломились – это невозможно подстроить».
Премии и награды фильма «Девчата»: три международных кинофестиваля отметили этот фильм своими призами: в Эдинбурге (1961 год), Канне (1962 год) и Мар-дель-Плата (1962 год).