«Не бойся, я с тобой!». Так назывался музыкальный фильм-боевик, снятый в 1981 году кинорежиссером Юлием Гусманом по сценарию Яна Фрида и Юлия Дунского. Лента сразу стала культовой: Мухтамбек Кантемиров (Рустам) был лучшим в СССР специалистом по метанию ножей и в фильме доказал это, а Лев Дуров (Сан Саныч) стал чуть ли не первым из советских актеров, показавшим боевые искусства на экране. И, надо сказать, весьма успешно.
После фильма вся страна обсуждала, кто лучше: Брюс Ли или Сан Саныч… В необычном для себя амплуа в этом фильме снялись также Сергей Юрский и азербайджанский певец (он же автор музыки) Полад Бюльбюль оглы.
По сценарию фильма циркач Рустам (Кантемиров), показывающий на арене чудеса джигитовки, получает письмо о том, что его бабушка тяжело больна. Несмотря на то, что Рустама, возможно, ждет смерть из-за старой кровной мести, он отправляется на родину. Его друг Сан Саныч (Лев Дуров), волнуясь за товарища, едет вместе с ним. Приключения начинаются после того, как Дуров просит одного из джигитов снять шапочку в местном театре, где идет пьеса «Лейла и Меджнун». Тот шапочку снять отказывается, и Дуров снимает ее собственноручно…
Чего только нет в этой смешной и динамичной комедии – и похищение из-под венца, и погони, и перестрелки, и поединки в стиле восточных единоборств, и благородные рыцари, и подлые разбойники, и сокровища в пещерах, и побеги из тюрьмы. Не говоря уже о кровной мести.
Помимо своей воли приятели оказываются втянутыми в любовную историю певца Теймура и дочери Фарзали-бека Тейли. Но никакие преграды не властны над любовью, а для того чтобы обмануть жадного отца девушки, есть много способов…
Несколько малоизвестных фактов из истории фильма:
1. Сегодня этот суперхит эпохи позднего застоя назвали бы романтическим боевиком.
– Фильм стал лучшим примером былого интернационализма. В нем снимались азербайджанцы, осетины, русские, – с ностальгией вспоминает режиссер Юлий Гусман, – а музыку записывали узбеки.
2. – Я сразу согласился сниматься в этом фильме, – рассказывает народный артист России Лев Дуров. – И тогда режиссер сказал: «Лева, сниматься будем так: едем в Баку, а оттуда в дом отдыха в Загульбу. Неделю отдохнем, потом – три месяца съемок в горах в районе Закаталы, после – несколько дней пьянки и – снова за работу. 24 августа последний съемочный день, ты получаешь полный расчет по картине, банкет – и уматывай в Москву». Так оно и случилось. Горцы нас принимали замечательно. Наверное, потому, что все артисты ходили, размахивая нунчаками, и при этом орали дурными голосами. Чтобы утихомирить, местные жители зазывали нас в гости. После каждой съемки мы оказывались в каких-то дворах, где устраивались застолья. Во время одной из таких вечерей кто-то из съемочной группы, глядя на папахи хозяев, пошутил: «У Дурова с детства мечта иметь папаху». Стол моментально опустел, а через несколько минут мужчины, изъяв из домашних сундуков бесценные папахи, наперебой дарили их мне. Замыкал очередь аксакал, престарелый дед, и тоже с папахой в руках. Одну из этих папах, чтобы не переступить законы гостеприимства, мне пришлось взять. С тех пор она со мной…
3. Все трюки на съемках Лев Дуров выполнял сам. Хотя и не занимался восточными единоборствами серьезно.
– Однажды на съемках вышла такая история, – продолжает Дуров. – В одной из сцен мне пришлось драться с настоящим каратистом. Каратиста предупредили, чтобы он со мной был поаккуратнее, а он неожиданно так мне наподдал, что мало не показалось. Я тут же встал в боксерскую стойку и ударил его в челюсть. Он так и сел. Посидев несколько минут и придя в себя, покачал головой: «Ну, Дуров, мне сказали, чтобы я с тобой был осторожнее, а ты сам не промах». Правда, палец я себе тогда выбил.
4. Во время съемок сцены на горящей башне Полад Бюльбюль оглы вместо «Так жили мы борясь и смерти не боясь» пел «Гори, еврей, как Прометей».
5. Перед натурными съемками в местечке Загульба Юрий Гусман сказал всей группе: «Во время процесса употреблять категорически запрещаю. Но я же знаю, что все вы алкоголики. Поэтому даю вам три дня на пьянку». Режиссера ослушаться не посмели – все до последнего статиста не просыхали три дня подряд.
6. Одну из песен (которую в фильме поет герой-бандит) за кадром исполнил в то время начинающий артист цирка Владимир Винокур. Ради этого Винокуру пришлось имитировать манеру Михаила Боярского.
7. С автором текстов всех песен к фильму Алексеем Дидуровым Юлий Гycман познакомился, когда оба работали в редакции «Комсомольской правды». Обоих вскоре выгнали со скандалом: Дидурова, военного обозревателя, – за очерк о дедовщине в армии, Гусмана, ведущего юмористической странички, – за слишком специфические шутки. Например, такие: «Животных надо любить. От этого они становятся вкуснее». Или: «Он прошел большой жизненный путь – от спермы до маршала».
8. Перед выходом на экраны фильм около года пролежал на полке.
– Увлекшись работой, мы забыли, что живем в стране с «железной» цензурой, которая что-то «пущала», а еще больше не «пущала», – вспоминает исполнитель одной из главных ролей, ныне министр культуры Азербайджана Полад Бюльбюль оглы. – Идеология диктовала определенные правила игры, а наша картина выпадала из этих «облико морале». Карате, приемы которого показаны в фильме, также было чуждо писаным нормам поведения. Секции, как и самих каратистов, жестоко разгоняли, заводились даже уголовные дела. А тут с советского экрана да такая пропаганда! Словом, мы «попали» под постановление ЦК КПСС «О запрете на карате», и цензура предложила вырезать все кадры, так или иначе связанные с этим видом спорта. Тогда было решено взять у руководителей азербайджанской федерации по борьбе письмо, в котором говорилось, что это вовсе не карате, а азербайджанская национальная борьба гюлеш. Письмо ушло в ЦК КПСС, где после долгих согласований было дано разрешение выпустить фильм на экраны.
С тех пор прошло 20 лет, но, как оказалось, у картины долгая жизнь. Конечно, можно спорить о тех или иных достоинствах и недостатках этой картины, но факт: этот фильм, где много стреляют, но никто не погибает, и сегодня нужен людям. Потому что подкупает своей верой в добро, настоящую дружбу и любовь…
Фразы:
* У Надиева есть, у Тадиева есть, у Нобеля есть, у Ротшильда есть, только у меня нет.
* Туда ехали – за ними гнались. Оттуда едут – за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!
* Это не твой зуб. Это даже не мой зуб. Это их зуб.
* Друг мой, зачем ты бьешь лошадей? Может быть, в своей прошлой жизни они были достойными и уважаемыми людьми. Ты слыхал о переселении душ?
* Я думал, ты хороший мужик, а ты плохой мужик, жадный…
* – Дяденька, а вы сможете сломать стенку кулаком?
– Да. Даже пальцем.
* Как говорят у нас в Индии, умный не спрашивает. Умный сам постигает сущность вещей.
* Голос хороший, а слова плохие.
* Как он поет! Ах, как он поет. Он душу из меня вынимает. Еще немного, и я не смогу его убить.
* – Надо было сразу сломать ему руку или коленную чашечку. А ты возился, возился… Зачем так долго мучить человека?!