Фашисты прозвали Ил-2 «Черной смертью», и совершенно обоснованно. Самый массовый самолет Великой Отечественной войны наводил панический ужас на немецких солдат. Эта машина, не имевшая аналогов ни в одной армии мира в период войны, дала название не менее известному ныне компьютерному авиасимулятору «Ил-2. Штурмовик».
Докладная
В начале февраля 1938 года начальник 1-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности (по совместительству Главный конструктор завода № 39) Сергей Ильюшин направил на имя Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова, Климента Ворошилова и Михаила Кагановича докладную записку следующего содержания:
«При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) штурмовая авиация будет нести очень крупные потери. Наши типы штурмовиков ХАИ-5 (конструктор Неман), «Иванов» (конструктор Сухой) и «Иванов» (Неман) имеют большую уязвимость. Ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы – не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.
Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.
Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело.
Сергей Ильюшин. 27.01.1938.»
Создание
Ильюшин не лукавил: построить самолет с подобными характеристиками в те времена считалось практически невозможным. Ведь требовалось совместить несовместимое: бронированный корпус и высокие летно-технические характеристики. До тех пор считалось: либо самолет хорошо бронирован, либо он неплохо летает. Тем не менее Ильюшину удалось решить поставленную перед ним задачу.
К концу 1939 года штурмовик построили, и накануне нового года выдающийся летчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял его в воздух. Испытания закончились в апреле 1940-го. К 20 марта 1941 года Ил-2 успешно прошел государственные испытания и был запущен в производство.
За возвышающийся над корпусом фонарь в войсках штурмовик прозвали «горбатым».
В 1942 году на основании боевого опыта штурмовик модернизировали. Он стал двухместным, причем стрелка вооружили крупнокалиберным пулеметом. К боям на Курской дуге арсенал Ил-2 пополнился еще и противотанковыми бомбами. В четырех крыльевых кассетах их размещалось по 78, каждая из которых поражала любой танк противника. Некоторые штурмовики оснастили двумя 37-миллиметровыми пушками.
Не прекращая совершенствовать серийный Ил-2, конструкторский коллектив разрабатывал и новые варианты бронированной крылатой машины. Так, в феврале 1944 года были построены три опытных экземпляра штурмовика Ил-10. За счет рационального распределения толщины брони удалось повысить живучесть самолета, не увеличивая его веса. На Ил-10 был достигнут и значительный прирост скорости за счет применения более мощного двигателя и улучшения аэродинамики.
В бою
Эффективному боевому применению «летающих танков» во многом способствовала уверенность летчиков в живучести их машин. Один из первых Героев Советского Союза, Николай Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе – продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме». В 1944 году один из летчиков-штурмовиков, Анатолий Недбайло, решил подвести итог своей боевой работы за год. С 1943 по 1944-й он сто раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снарядов и около 40 тыс. пушечных, сбросил на неприятельские позиции более 50 тонн бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 нацистских самолетов в воздухе и 17 на земле, сжег 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов.
При заходах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более трехсот фашистов было уничтожено огнем краснозвездного штурмовика… К 9 мая 1945 года Недбайло удвоил число боевых вылетов и закончил Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.
Родные крылья
Надо сказать, что среди летчиков – Героев Советского Союза каждый третий сражался на самолетах-штурмовиках, тех самых, про которые Сталин сказал: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб…» Говоря современным языком, хороший пиар, но в этих словах было много правды. Именно этот самолет стал самым родным для самого массового рода войск – пехоты. И сам стал самым массовым (за годы войны промышленность выпустила 41 тысячу этих машин) и самым универсальным самолетом Великой Отечественной войны. Его использовали для уничтожения всевозможных наземных целей непосредственно на поле боя: танков, аэродромов, кораблей, артиллерии, железнодорожных составов и путей противника. Умело используя высокие летные данные и оружие штурмовиков, советские летчики не только успешно «обрабатывали» наземные цели, но и порой действовали как истребители. Так, 8 октября 1943 года восьмерка штурмовиков встретила в воздухе 30 «юнкерсов», готовившихся бомбардировать нашу переправу через Днепр, и сбила 8 из них. В Сталинградской битве «Илы» уничтожили множество транспортных самолетов люфтваффе, пытавшихся прорваться к окруженной группировке врага. А когда в конце войны появились новые самолеты (Ил-10), наши летчики быстро освоили «десятку» и успешно сражались на этом штурмовике на Дальнем Востоке против японской армии. Например, при налете на японский порт Расин группа Ил-10 потопила два вражеских транспорта.
Да и после войны «десятки» долгое время оставались на вооружении, пока на смену им не пришли новые, более совершенные машины.
Снова в воздухе
Четвертого марта 2005 года в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) привезли на реконструкцию два штурмовика Ил-2 времен Великой Отечественной войны. К восстановлению легендарных самолетов приступили студенты факультета летательных аппаратов и сотрудники новосибирской фирмы «Авиареставрация». Задача этого проекта – восстановить оба самолета с использованием оригинальных деталей. После всех восстановительных и испытательных работ штурмовики пройдут контрольные летные испытания. По словам доцента кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ, выпускника самолетостроительного факультета и генерального директора «Авиареставрации» Владимира Бернса, в настоящее время в мире нет ни одного летающего Ил-2.
Планируется, что реконструкция Ил-2 займет четыре года. Для студентов и преподавателей факультета летательных аппаратов НГТУ этот проект станет возможностью поучаствовать в реконструкции легендарных советских штурмовиков. Есть надежда на то, что через некоторое время в шоу «Летающие легенды» мы сможем увидеть и знаменитую «Черную смерть». А пока молодежь СНГ играет в авиасимулятор «Ил-2. Штурмовик». Так что Ил-2 живет и в наше, компьютерное время.
P.S.
Интересным фактом является и то, что Ил-2, сейчас, разумеется, морально устаревший, до сих пор числится в реестре военной техники НАТО под кодом BARK.
В наши дни заботливо восстановленные Ил-2 установлены на мемориальных площадках на местах былых сражений в Новороссийске, Сафонове (там, где рождались летающие танки), Воронеже, Куйбышеве, Москве. А оба штурмовика – Ил-2 и Ил-10 – можно увидеть в Музее авиации в подмосковном городе Монино.