Английская яхта «Дункан» отправляется в кругосветное плавание на поиски капитана Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Путешественников (среди них дочь и сын Гранта) ждут приключения в Южной Америке, Австралии и путь к берегам Новой Зеландии, где и нашелся отважный капитан. Эту историю на экранах кинотеатров страна впервые увидела около 80 лет назад
Дети капитана
Режиссер Владимир Вайншток долго искал мальчика на роль Роберта Гранта. Просмотрел более 300 подростков, но так и не нашел среди них «настоящего англичанина». Дали объявление в «Вечернюю Москву»: «Студии «Мосфильм» для съемок в фильме требуется мальчик с английской внешностью».
13-летнего Яшу Сегеля на фотопробы привела мама, которая работала в группе ассистентом. Никто и не думал, что в белокуром еврейском мальчике режиссерский взгляд обнаружит британские черты. Но Вайншток утвердил Сегеля на роль.
– Конечно, каждому мальчишке и каждой девчонке очень хочется объехать вокруг всего земного шара и все посмотреть, – вспоминал Яков Сегель. – И вот так получилось, что, когда мне исполнилось двенадцать лет, я отправился именно в такое путешествие.
– С верховой ездой мне просто повезло, – продолжает Яков Сегель. –В горах на Кавказе, куда мы приехали, я случайно познакомился с одним дядей, который когда-то был красноармейцем в 1-й Конной армии Буденного. Этому бывшему кавалеристу я честно признался, что никогда еще не скакал на лошади.
– Да, – вздохнул он и задумался. – Ну, не беда! Сегодня ночью, как только взойдет луна, я приведу двух оседланных лошадей. Попробую тебя немного научить, чтобы ты и вправду мог скакать на коне. Только правдой можно исправить неправду.
Всю ночь Александр Лукич Птушко, так звали того дядю, учил меня сидеть в седле. Сначала мы ездили медленно, потом – порезвее, а уже совсем под утро скакали во всю прыть.
А когда на другой день в костюме Роберта Гранта я проскакал перед киноаппаратом, режиссер прокричал мне вслед сразу все свои любимые слова:
– Прекрасно! Отлично! Чудесно! Великолепно! Молодец!
Так я исправил свою первую неправду, но настроение у меня было неважное, оставалась еще одна неправда. До этого я сказал режиссеру, что умею плавать, а на самом деле не умел. Но мне было стыдно признаться, в обмане и тогда я решил, что поплыву во что бы то ни стало.
– А когдам мы приехали к морю, мне стало страшно. Довольно далеко от берега прямо из воды торчало большое дерево. Оно было не настоящее, его построили специально для съемок фильма «Дети капитана Гранта». На ветвях этого дерева должны были спасаться путешественники, которые попали в наводнение.
Тут я совсем растерялся, ведь уже на другой день мы должны будем, вплавь добраться до этого дерева. Я так волновался, что даже плохо спал в ту ночь, а когда утром проснулся, решил сказать правду. Но не успел я опомниться, как меня уже посадили в лодку и повезли на глубокое место к дереву.
– Скорее, скорее! – кричали с берега, потому что надо было успеть все снять, пока солнце не ушло за тучи. И в это самое время режиссер закричал в специальный рупор:
– Мотор! Начали! Роберт, прыгай!
И я прыгнул.
Как только я оказался в воде, мои руки сами заработали, как бешеные, а от ног полетели невероятные брызги. И я понял, что… плыву!!!
– Молодец! – закричал режиссер в свой блестящий рупор. – А теперь плыви к дереву!
Когда съемки окончились, все стали пожимать мне мою мокрую руку, а режиссер сказал:
– Превосходно, прекрасно, великолепно! Оказывается, ты плаваешь просто как рыба!
Яков Сегель во время войны был десантником, «бандитом с ножом», как называл он себя. Вернувшись с фронта, окончил ВГИК, стал режиссером, снял фильмы «Дом, в котором я живу» (совместно с Л. Кулиджановым), «Прощайте, голуби!» и «Риск – благородное дело».
Недаром в далеком 36-м заразительная улыбка Яши-Роберта не оставляла сомнения – все будет хорошо, и кто ищет, тот всегда найдет.
Кавказские Анды
Выезд на съемки за границу тогда был невозможен, американскую и австралийскую экзотику нашли в Ялте и горах Кавказа. Так, покорение Анд снимали на Алибекском леднике Домбая. А в Чегемском ущелье возле горы Тихтинген – эпизод с подвесным мостом, который злодей Айртон поджигал, убегая от преследователей. Альпинисты строили мост целую неделю. Стали снимать, а тот рухнул в пропасть раньше положенного времени. Пришлось возводить его вновь. Позднее Вайншток вспоминал: «Все средства передвижения были нами использованы. Пешком в высокогорных условиях, тысячи километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане. Всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции».
Режиссер попросил оператора Владимира Нильсена, который уезжал в командировку в Голливуд, привезти документальные съемки южноамериканской природы. Так в фильме появились кадры с бегущими бизонами, антилопами и страусами. А макетные съемки (извержение вулкана и крушение корабля) делал режиссер-мультипликатор Александр Птушко, который до этого прославился лентой «Новый Гулливер».
Забывчивый Паганель
Рассеянным географом Паганелем стал Николай Черкасов. Он сильно утрировал облик героя: сделал его еще смешнее, нелепее, чем в романе. Впоследствии Черкасов сожалел, что слишком увлекся внешними характеристиками, хотя и считал эту роль одной из главных своих удач. Песню про отважного капитана актер в фильме пел сам – ведь он начинал артистическую карьеру в мюзик-холле.
Музыку заказали Исааку Дунаевскому – тогда он работал над комедией Григория Александрова «Цирк». Существует легенда, будто мелодия «Песенки о веселом ветре», прозвучавшей в «Детях капитана Гранта», была одним из вариантов «Песни о Родине», забракованных Александровым.
Когда фильм вышел на экраны, мальчишки, не страшась гнева матерей, срезали бельевые веревки, вязали из них ванты и карабкались на деревья, как на мачты. Конкурс в мореходные училища достигал 100 человек на место. Со всей страны режиссеру слали письма: «Хотим совершать такие же подвиги, как в вашем фильме!» А Николай Черкасов не мог спокойно пройтись по улицам родного Ленинграда – тут же собиралась толпа мальчишек, которая шла за ним, распевая: «Капитан, капитан, улыбнитесь…».
Актер и сам любил эту песню и, будучи заядлым рыбаком, всегда напевал ее, когда возвращался домой с богатым уловом. Исполнял он ее и на сцене, но однажды чуть не оконфузился. В годы войны Черкасов находился в эвакуации в Алма-Ате, где режиссер Наталия Сац пригласила его выступить перед детьми. «А сейчас, ребята, сам Паганель споет вам свою песенку», – объявила она. Черкасов спел две первые строчки и растерянно посмотрел на аккомпаниатора: «Можно еще раз – я забыл текст». Пианист заиграл вновь – тот же результат. На выручку пришла Наталия Сац: «Дети, вы же понимаете, что актер Черкасов шутит. Просто он хочет, чтобы вы ему подпевали». Выступление прошло на ура, а актер потом долго жал руку своей спасительнице.
* ленту с успехом демонстрировали за рубежом. В 1936 году в Шанхае ее посмотрел Олег Лундстрем – руководитель молодого джаз-оркестра. Мелодии из фильма он включил в свой репертуар.
* Владимир Вайншток через год поставил еще один приключенческий фильм – «Остров сокровищ», затем перешел на административную работу. Но его по-прежнему влекло остросюжетное кино – под псевдонимом Владимиров он написал сценарии к фильмам «Мертвый сезон» и «Миссия в Кабуле», а в 70-х годах снял ленты «Всадник без головы» и «Вооружен и очень опасен».
* в 1985 году режиссер Станислав Говорухин сделал новую экранизацию романа – 7-серийный телефильм «В поисках капитана Гранта», где Паганеля играл Лембит Ульфсак.
Знаменитые фразы:
* Речь идет о легкой прогулке в тыща четыреста километров!
* Я знаю эту дорогу, как свою квартиру!
* Гипотезы вели науку!
– Вели, вели… Нас они уже завели!
* Дочери величайшего географа Англии от скромного географа Франции цветы Австралии!
* Для хорошо вооруженных и решительных людей несколько беглых каторжников не страшны!
* «Предлагаю отвезти «Дункан» на восточное побережье Новой Зеландии» – это вы писали, Паганель?
– Я слишком был увлечен моей новой гипотезой!
– Хорошо, что вы не послали корабль к Северному полюсу!