При виде ботинок «прощай молодость» и бутылочек с одеколоном «Шипр» даже деловые люди превращаются в каких-то придурковатых. Глаза их становятся мечтательными, а все потому, что быт, как известно, затягивает. А эти вещицы, как раз и есть часть этого самого быта. Вернее были им на протяжении многих лет. Ботинки «прощай, молодость», конечно же, никогда не попадут в школьные учебники. Но все эти зубные порошки, пальто на габардине и афиши, прилепленные клейстером на тумбу, – это и есть те самые коралловые полипы, которые, отмирая, строят из себя риф, именуемый историей
Резиновый прародитель
Ботинки из прорезиненного войлока на довольно толстой резиновой подошве. Их носили и мужчины и женщины всех возрастов. В историю мировой моды они вошли под названием «прощай, молодость», скорее всего, из-за своей кажущейся скучной рациональности. Советские обувщики разработали эту модель практичной войлочно-резиновой обуви в осенне-зимний сезон 1961/62 года. Серийное же ее производство началось в 1963 году. Ну а прародителями этих ботинок стали обыкновенные галоши.
Товар повышенного спроса
В 1947 году, когда в течение первого месяца после отмены карточек торговые работники определили группу товаров повышенного спроса, среди промтоваров лидировали галоши! В одном из московских универмагов за день было продано всего 120 пар кожаной обуви, но зато 1500 пар галош. В некоторых районах столицы был даже введен лимит на их продажу.
Калоши продолжали быть образцом комфорта до начала 1950-х годов. И вот однажды им на смену пришли эти странные ботинки.
Компромиссный вариант
Причем первыми против галош выступили стиляги. Так как они вошли в конфликт с модными тогда остроносыми ботинками.
Газетчики писали: «Вкусы меняются – многие предпочитают теперь носить обувь с зауженным носком, а попробуйте найти галоши к ней!»
Компромиссным видом обуви для среднего класса стали ботинки из прорезиненного войлока на довольно толстой резиновой подошве, прозванные «прощай, молодость».
Заимствованный аромат
Еще один знаком советской эпохи суждено было стать одеколону «Шипр», отцом которого, стал… известный французский парфюмер Франсуа Коти, который создал «Шипр в 1917 году. Этот аромат, «богатый и аристократичный», как пишут все специалисты по истории парфюмерии, стал основой нового направления в производстве духов. На основе «Шипра» («Кипра») были созданы даже знаменитые «Шанель № 5».
Судя по всему, аромат попал в советскую Россию в конце 1930-х годов и стал очень популярным. Причем, так же как и в «Шампанское», в производство «Шипра» большевики внесли определенные изменения, и он потерял основную часть своей прелести. Однако в 1950-х – начале 1960-х, этот одеколон производства московской фабрики «Новая заря» был очень моден.
Дико популярный
Популярность этого мужского одеколона дошла до того, что, как жаловались читательницы журнала «Работница», продавцы «парфюмерных магазинов зачастую… предлагают девушкам духи «Шипр-28».
В целом неплохой запах стал навязчивым из-за отсутствия альтернативы, но для советских денди «Шипр» продолжал оставаться одним из непременных знаков элегантности…
Чудесное перерождение
И все же вещам отмерен свой век, и век этот много короче людского. Мы переживаем несколько поколений вещей – мы уже проводили в последний путь советские коляски и телевизоры в фанерных ящиках, стиральную машину «Фея» и коричневую школьную форму для девочек. Но иногда история дотягивается и до тебя, и ты понимаешь, что история – это ты. Еще десять лет назад казалось, что старое ушло безвозвратно. Да и мало кто об этом жалел. Причем уж точно никто не верил в сказку о гадких утятах, превращающихся в белоснежных лебедей. Ан нет!
Выросло поколение новых дизайнеров, которые не стесняются своего прошлого. Стали лучше краски и «умнее» оборудование текстильных фабрик. И вот мы видим, как наши спортсмены выходят на открытие прошедшей зимней Олимпиады, в упомянутых нами сапожках «прощай, молодость», которые предоставила им известная российская компания «Боско-ди-Чильеджи».