Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года, а в июне на нашу страну обрушилась страшная война. Большинство из участников съемок стали проситься на фронт. Сам режиссер Иван Пырьев несколько раз подавал заявление в военкомат, но Сталин дал указание доснять фильм
«Настоящий» грузин
– В то время я работал в Центральном транспортном театре, где играл несколько ролей – как серьезных, так и комедийных, – вспоминает актер Владимир Зельдин, сыгравший пастуха Мусаиба. – Ассистент Пырьева пришел в наш театр и дал почитать мне сценарий, но я и не предполагал, что меня могут взять на главную роль.
Надо сказать, что на кинопробах была довольно жесткая конкуренция, помимо Зельдина на роль Мусаиба претендовали еще несколько артистов – все грузины. Режиссер Иван Александрович Пырьев долго не мог сделать окончательный выбор, репетиции шли одна за другой.
– Утвердил меня на роль отнюдь не режиссер… а женская половина съемочной группы – гримерши, костюмерши, актрисы, которые снимались в массовых сценах, – продолжает Зельдин. – Когда в качестве пробы была снята финальная сцена и в просмотровом зале на экране пошел эпизод, где я приезжаю в деревню к Глаше, вхожу в горницу, объясняюсь с ней, – мнение утвердить на роль героя именно меня у женщин было единодушным.
Под горца меня практически не гримировали. Соединили брови на переносице да немножко подкрасили мои усы. Хотя и до этого меня никто русским не считал. Когда я играл в театре пьесу о грузинском колхозе – «на меня» весь Центральный рынок приходил.
Не возникло у меня проблем и с джигитовкой. Практически все сцены снял без дублера. Это было не сложно. Ведь я окончил кавалерийское училище имени Буденного, которое находилось на улице Воровского (ныне Поварской). Там был манеж, где я занимался, еще будучи студентом театрального училища. В группе вместе со мной катались Василий Сталин и сыновья Микояна. Васе было в то время 18 лет, он был очень независимым, но общительным молодым человеком. Я с удовольствием встречался с ним на этих занятиях.
«Опохабленные образы»
Дружил с Василием Сталиным и Николай Крючков, также снявшийся в «Свинарке и пастухе». Причем от участия в фильме сын вождя народов Крючкова отговаривал. Более того, даже грозился сослать в Сибирь, если тот не откажется от роли шалопая Кузьмы, которая, по выражению Василия Сталина, «похабила прежние образы» героев-современников, созданные Крючковым. Ведь в то время Крючков был прежде всего Климом Ярко из легендарной тройки трактористов и одним из самых популярных до войны киноперсонажей (за эту роль актер получил Сталинскую премию). И все же, несмотря на прессинг, Крючков дал согласие на съемки.
– Съемки картины проходили на Кавказе (Домбай и Теберда), – вспоминала Марина Ладынина. – И вот во время возвращения в Москву к нам в купе вошел проводник и сказал (время было такое: не было радио, такой связи информационной): «Простите пожалуйста, за что купил, за то и продаю: говорят, что немец выступил против нас». Никто не поверил. И только в Харькове на вокзале узнали, что да – война.
Фильм в две смены
– Конечно, не только мы – вся страна была в шоке, – говорит Зельдин. – Пырьев записался добровольцем на фронт, я тоже был мобилизован и попал в танковую школу. Однако недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина всем нам дали бронь и приказали продолжать работать над картиной. Сцены на выставке снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Хотя, согласитесь, они получились высокого качества! Наверное, этот фильм (а точнее, указание Сталина) меня спас: многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте… А мне на фронт выезжать доводилось только с концертами в составе артистических бригад.
«Фильм снимали четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву. 12 октября мы сдали «Свинарку» художественному совету, а 14-го вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан», – напишет впоследствии режиссер Иван Пырьев.
Соавтором успеха пырьевской картины стал композитор Тихон Хренников. Вот как он рассказывал о своей работе:
– Я просто влюбился в этот сценарий и сказал Пырьеву, что с удовольствием буду писать музыку. Первой я сочинил «Песню о Москве». Показал ее Пырьеву, она ему очень понравилась, но у меня абсолютно не было никакой надежды, что фильм может появиться – война ведь. Но однажды я совершенно обалдел: «Свинарка и пастух» вышел на экраны и – колоссальнейший успех!
«Деревенский лубок»
Премьера фильма состоялась 7 ноября 1941 года. Критики тут же окрестили комедию «деревенским лубком», а вот зрители приняли ее с огромным восторгом. Чистая и светлая любовь вологодской деревенской девушки Глафиры и кавказского пастуха Мусаиба не могла не тронуть сердца зрителей.
– Немцы были под Звенигородом, в Голицыне, – говорит одна из первых зрителей фильма писательница Лидия Либединская. – Москва бежала, по улице летали жженые бумаги. Вся Лубянка была усыпана пеплом. Напряжение было страшное. Я дежурила в госпитале, ухаживала за ранеными. И ночью будят – привезли Малоярославец, привезли Нару… Запах кровавых бинтов я до сих пор чувствую.
Ну а фильм показали как раз после дежурства. Возвращаюсь домой, и вдруг моя приятельница звонит мне и говорит: пойдем в кинотеатр «Центральный» на Пушкинской площади (он сейчас сломан, его нет), там новая комедия. И вот только начался фильм, еще только первые титры прошли – воздушная тревога, и так за время сеанса несколько раз.
Несмотря на то, что прошло всего несколько месяцев с начала войны, фильм этот смотрелся ностальгически. Это была ностальгия по мирной жизни, которую у нас отняли. И тут уже было не до содержания, не до того, что это лакировка сплошная. Фильм тронул нас до глубины души, и мы поняли, что за эту жизнь надо бороться.
На фронте картина принималась на ура. Фильм стал талисманом для фронтовиков. Его перехватывали друг у друга части, стоявшие на передовой, и никто не знал, будет ли он жив завтра, но завтра бой, а сегодня – сеанс!
Я смотрю этот чудесный фильм с самого детства, уже на протяжении более 40 лет, и не перестаю им восхищаться. Может быть , так и есть, он
«отлакированный» и не отражает правду тех лет. Мы все знаем свою историю, плохая она или хорошая, но эта наша Родина, а Родину как мать не выбирают. Слава Советскому кино !
Критики всего советского нарочито ставят знак равенства между «лакировкой» и жанровой принадлежностью. А это, как минимум, безграмотно… Сколько бы не критиковали такие ленты, как «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», зрители смотрели, смотрят и будут смотреть. Как хорошо, что в нашей стране были такие МАСТЕРА. В современной же киноиндустрии правит бал сплошная творческая импотенция и голливудское клише.
Прекрасный, искренний, светлейший фильм!! И снят — как на одном дыхании! Смотришь и чувствуешь себя счастливым ! Аплодисменты и низкий поклон всем создателям и нашим выдающимся актерам!