Шестидесятникам, а к ним причислял себя и режиссер фильма «Начальник Чукотки» Виталий Мельников, 20-е годы казались романтическими, а молодая советская республика представлялась похожей на Америку времен покорения Дикого Запада
Вот и родился жанр, названный в кулуарах «истерном». «Начальник Чукотки» является таковым на все сто процентов – герои Михаила Кононова и Алексея Грибова разыгрывают классический конфликт из ковбойской киноленты: молодой шериф против старого. Индейцев с успехом заменяют эскимосы. Да и остальное как в американском фильме: погони, контрабандисты, даже валюта – доллары, а ближе в финалу действие и вовсе перемещается в Штаты.
Короче говоря, история здесь преподносится сразу как фарс. О том, что случилась трагедия, мы поймем много позже
Иванушка-дурачок
Приближалось 50-летие со дня Октябрьской революции, и по распоряжению Министерства культуры революционное кино поставили на поток. Фильм «Начальник Чукотки» должен был стать единичкой в этом потоке. Да и сюжет соответствовал требованиям: революционная Чукотка, молодой комиссар, борьба с американскими капиталистами.
Авторы сценария Владимир Валуцкий и Виктор Викторов подошли к делу с юмором. Тем более наступили времена хрущевской оттепели и можно было попробовать пошутить. Из-за этого первый художественный фильм режиссера Виталия Мельникова мог бы стать для него и последним. На «Ленфильме» долгое время боялись реакции Москвы. Например, как отреагирует начальство на эпизод, в котором американец сбывал чукчам трубы от граммофонов, а они радостно расхаживали с этой бесполезной вещью. Слава богу, цензоры никаких крамольных намеков в сторону советской власти не заметили. Для режиссера картины Виталия Мельникова до сих пор остается загадкой, как такой фильм пропустили.
– Нам просто повезло, – вспоминает Мельников. – То ли членов комиссии чувство юмора подвело, то ли на них подействовала оттепель… Но фильм даже премию комсомольскую получил – «Алую гвоздику». И по всем аннотациям проходил как историко-революционный.
Если Алексей Грибов на роль жуликоватого Храмова был утвержден единогласно, ему и самому очень нравилась идея фильма, то вокруг кандидатуры на главную роль начались ожесточенные споры.
Сначала роль комиссара предложили Семену Морозову, который в 1962 году блеснул в фильме «Семь нянек», но педагоги ВГИКа не разрешили ему, студенту, сниматься. Тогда остановили выбор на Михаиле Кононове. Киноначальникам он не понравился, по их мнению, комиссар должен был быть мужественным и серьезным, а Кононов сильно смахивал на Иванушку-дурачка.
– Я не собирался выставлять комиссара в роли дурачка, просто я видел его достаточно наивным человеком, который воспринимает расхожие истины буквально. А если к жизни относиться очень серьезно, это выглядит, по меньшей мере, смешно, – вспоминает режиссер картины. – Кононова удалось отстоять, и я считаю, что фильм от этого только выиграл. Помог нам писатель Юрий Павлович Герман. Он вступился за Михаила.
На плато Рассвумчорр
Сначала планировали снимать на Чукотке, но работать в течение года там невозможно. Тем не менее на некоторое время съемочная группа слетала туда на разведку – узнать, как живут чукчи, каков их быт. Потом обосновались на Кольском полуострове, тоже не на курорте, чтобы снять зимнюю Чукотку.
– Нашли плато Рассвумчорр, что неподалеку от Апатит, рядом с городом Кировском. Высокогорье обеспечивало длинную зиму и много снега. Построили там становище, – вспоминает Виталий Мельников. – Актеры, которые не были заняты в театрах, жили там же, а вот народный артист Алексей Грибов совершал настоящие подвиги. Два раза в неделю с пересадками летал из Москвы через Ленинград в Кировск и обратно.
Не обошлись съемки и без трагических происшествий. Кинооператор Эдуард Розовский подхватил воспаление легких в августе, и врачи серьезно опасались за его жизнь.
Черноморская Чукотка
– Две недели мы проторчали между двумя островами в центре Берингова пролива, – вспоминает Эдуард Александрович. – Холодина жуткая. А я налегке и в панаме. Только и отогревался что чаем, потому что на островах – сухой закон. Температура под сорок держалась у меня несколько дней.
– Отсняли мы зимний период, оставалось найти летнюю Чукотку, – продолжает режиссер картины. – Перепробовали разные варианты, и оказалось, что лучше черноморского побережья в районе Судака не найти. Построили точно такое же становище, как в Апатитах, и приступили к работе. Для съемок пришлось выкрасить скалы в белый цвет. Пустили льдины из пенопласта, с Чукотки завезли чукчей для массовки, яранги, нарты и собак. В сорокаградусную жару актерам пришлось ходить в шубах. А советские корабли задекорировали под американские суда. На все с любопытством смотрели отдыхающие. Съемки шли на закрытом ракетном заводе. Массовки не хватало, и дали объявление на радио о том, что всех желающих принять участие в съемках картины «Начальник Чукотки» ждут на съемочной площадке, главное условие – похожесть на чукчу. На следующее утро у ворот военного завода уже стояло три десятка раскосых граждан татарской национальности.
Вырезанный эпизод
В Москве картину приняли вполне нормально. Все уже предвкушали премьеру, как вдруг раздался звонок с приказом вырезать конечный эпизод с историей про бандита.
– Оказалось, что начальству не понравился эпизод, в котором на начальника Чукотки, после того как у него забрала деньги ЧК, нападает бандит и, угрожая ножом, требует: «Кошелек или жизнь?», – рассказал Мельников. – С точки зрения начальства, получилось оскорбление советской власти. И в итоге эпизод вырезали. А в роли бандита снялся Алексей Петренко. К сожалению, самому актеру о вырезанном эпизоде никто не сказал. И вот премьера. Зал забит. Петренко, тогда начинающий артист, пригласил на премьеру всех своих знакомых и близких. Когда картина закончилась, всем стало ясно, что никакого Петренко в ней нет…
Режиссеру пришлось-таки заглаживать вину перед актером.
– Я снял Алексея через некоторое время в картине «Женитьба» в одной из главных ролей. И тогда уже был уверен, что его не вырежут, – продолжает режиссер.
А судьба фильма сложилась на удивление неплохо: картину – одну из немногих в то время – купили американцы. Правда, до сих пор неизвестно, успешен ли был прокат, все окутано тайной.
– Слава пришла не сразу, – говорит Мельников. – Фильм лет через 10 начали принимать адекватно. Люди смотрели на него другими глазами, и оказалось, «Начальник Чукотки» – долгожитель.
Кстати, у героев ленты есть прототипы. В архивах была найдена история о том, как в 20-х годах комиссар Алексей Бычков первым решился брать пошлину с американских купцов, приезжавших на Чукотку торговать пушниной. Комиссару удалось накопить кругленькую сумму. А при очередной смене власти Алексею пришлось ретироваться. Он пересек Берингов пролив, попал на Аляску и двинулся в Калифорнию, чтобы оттуда попасть в Ленинград. Оказавшись в городе на Неве, отправился в ЧК, там, естественно, деньги у него и реквизировали.
Фразы из фильма:
*Четыреста двадцать три кролика – это в целом корова!
*Товарищи, здесь карают государственных преступников?
– Здесь, здесь. Проходи, мальчик.
*Эх, товарищ отселенный!
*Дорога будет – песец не будет. За что пошлина брать будем?
Считаю фильм «Начальник Чукотки» шедевром и замечательной траги-комедией.Потрясающий сюжет и удивительные актеры.Режисер -гений