Фильму-сказке Марка Анатольевича Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» скоро исполнится тридцать лет! Впервые советские зрители увидели картину по телевидению 31 декабря 1979 года. Возраст для фильма приличный. А интерес к этой ироничной притче-сказке, поставленной блистательным режиссером Марком Захаровым, с великолепными актерами Олегом Янковским, Инной Чуриковой, Еленой Кореневой, Игорем Квашой, Александром Абдуловым, Леонидом Ярмольником, Семеном Фарадой, Леонидом Броневым не исчезает и поныне. Сегодня фильм воспринимается и как лучший образчик того оригинального эзопова языка, который был выработан советской интеллигенцией в застойные годы
То, что надо
– Как-то я решил написать пьесу для Театра Советской армии, – вспоминает сценарист Гpигоpий Горин, – и Владимир Зельдин сказал мне, что всегда мечтал сыграть барона Мюнхгаузена. Я тогда впервые узнал, что Мюнхгаузен – не герой каких-то детских сказок. Был такой реальный человек, судя по всему – умный, ироничный и с чувством юмора. И вот я написал пьесу, она год шла в Театре Советской армии. А в этот момент Марк Захаров как pаз закончил съемки «Обыкновенного чуда» и думал, что бы еще сделать. Он увидел «Мюнхгаузена» и сказал, что это то, что надо.
Новый образ
В образе Великого Обманщика режиссер Марк Захаров видел только Олега Янковского, хотя на худсовете в «Мосфильме» говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»
Многоярусный парик
На роль Рамкопфа пробовался актер МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него симпатия зрителей.
Леонида Броневого утвердили без проб.
В роль Феофила «вживался» молодой, подающий надежды актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.
Самым мучительным оказался поиск Марты. Марк Анатольевич отстаивал актрису своего театра Татьяну Догилеву. Догилева от природы темно-русая, а для проб ее покрасили в брюнетку. С тех пор Догилева стала постоянно красить волосы, шутила: «Спасибо Захарову!» Увы, ее не утвердило руководство «Мосфильма».
Создатели картины раскладывали «пасьянс» из фотопроб, одна из них показалась необычной. Елена Коренева рассказывает, что в день, когда делали ее фотопробу, она узнала о смерти своей подруги – режиссера Ларисы Шепитько, и, видимо, в ее лице на фотографии было что-то особое. В то время Коренева носила прическу «ежик» – «под мальчика», а снималась в многоярусном парике и с накладными ресницами.
Батон сервелата
Однажды Абдулов прибежал в номер к Кореневой и попросил обнажиться, когда он постучит. После чего пулей вылетел. Вскоре раздался стук. «Лен, открой на секундочку, очень надо», – послышался голос Абдулова. Актриса тоже любила розыгрыши, поэтому кофточку скинула, дверь открыла. А там Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и Кваша стояли перед дверью на коленях и держали батон сервелата, который «задорно был поднят вверх тугим и круглым концом». «Лена…» – начал было самый решительный, но «вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота». Так историю описала Коренева.
«Ночь любви»
А вскоре мужчины получили «ответный удар» от «дамы сердца». Коренева позвонила своему другу сердца Алексею Менглету, сыну известного актера, и тот из ФРГ примчался к ней в ГДР, нарушив паспортный режим. Марк Захаров на свой страх и риск договорился, чтобы гостя оставили в отеле на ночь. На следующий день, как вспоминает Коренева, она на съемочной площадке из-за перетянутого корсета чуть не упала в обморок, но в группе все решили – это следствия страстной ночи любви.
Большая икра
– Это был мой первый визит за границу. Хотел прикупить западного барахлишка и провез через таможню полуторалитровую банку икры, но продать ее там не смог, – вспоминает актер Владимир Долинский (пастор). – Пришлось всей съемочной группе есть эту икру деревянными ложками, которые привезли в качестве сувениров. На съемках мы вообще ели от пуза.
В фильме есть эпизод, когда меня, пастора, барон (Янковский) и Якобина (Чурикова) усаживают за стол. А на столе – жареная осетрина, копченое мясо, фрукты! Сперва решили сцену отрепетировать. Я намеренно с утра ничего не ел и накинулся на еду. Захарову понравился мой аппетит, он велел ассистентам заново накрыть на стол и скомандовал: «Мотор!» А я уже на деликатесы смотреть не могу! Тогда мне дали целлофановый пакетик, куда я сплевывал еду. Так и снимали: камера смотрит на меня – жую, отводится – сплевываю.
Сломанный палец
В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать.
– Вдруг слышу – хруст, смотрю – палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – рассказывает Долинский. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров!
Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов умудрился сломать еще и палец на ноге.
Без цензуры
Сразу после показа фильм вызвал очень приятные отклики. Видимо, людям не хватало именно такого героя. Умного, ироничного, честного.
Из фильма цензоры вырезали единственный эпизод, когда охотник сидит в гостинице, а окружающие ему говорят: дескать, мы учимся сейчас по вашим книгам, они представляют огромный интерес. А в это время вся страна изучала «Малую землю» Леонида Ильича Брежнева.
Зато в картине осталось много других интересных моментов, так как ее принимали перед Новым годом и у руководства было хорошее настроение.