В годы Отечественной войны расцвел один из самых интересных жанров изобразительного искусства – плакатный. Яркие картинки не только поддерживали дух народа, но и были самым удобным и быстрым способом отклика на события войны
Первые плакаты войны
Уже к вечеру 22 июня 1941 года группа художников, носившая название Кукрыниксы (по первым буквам фамилий ее создателей – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова), создала эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
Первый плакат Великой Отечественной войны не раз потом воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти.
Тогда же, в июне 1941-го, Виктор Корецкий нарисовал еще один плакат – «Будь героем!». Это изображение, увеличенное в несколько раз, развесили на многих улицах Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.
Защитников же Ленинграда вел в бой плакат Владимира Серова «Наше дело правое – победа будет за нами».
Самым знаменитым военным плакатом стал, пожалуй, плакат «Родина-Мать зовет!». Ираклий Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое произведение. Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин, вынужденных провожать на войну самых близких людей.
Окна ТАСС
24 июня 1941 года в Союзе художников было созвано первое организационное собрание художников, назвавшихся объединением «Окна ТАСС». А 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнецком мосту были вывешены первые плакаты, созданные этой группой.
22 марта 1942 году в залах Исторического музея на Красной площади открылась первая публичная выставка произведений, созданных художниками, входящими в «Окна ТАСС». К этому времени ими было выпущено 364 плаката.
Тираж «Окон» иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы.
Плакаты «Окон ТАСС» хорошо знали и на фронте, в подполье на оккупированной территории, в партизанских отрядах, да и во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
Идеологическое влияние «Окон» было действительно сильным. По приказу министра пропаганды Германии Геббельса все, кто работал в «Окнах ТАСС», после взятия Москвы должны были висеть на фонарных столбах.
«Смерть фашистской гадине!»
Художники «Окон ТАСС» добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, а литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут», «Каждый удар молота – удар по врагу!», «Смерть фашистской гадине!», «Мы знали: защитник Москвы не сплошает!», «Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь!» и другие.
Много ярких интересных «Окон ТАСС» были выполнены Кукрыниксами, обычно художники работали в содружестве с Сергеем Маршаком. Кукрыниксы создали серию «Окон», направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини, Лаваля и других. Частой мишенью карикатур Кукрыниксов был министр пропаганды фашистской Германии Геббельс, и это не удивительно, Геббельс имел рост всего154 см, искривленную ступню и слишком длинный нос.
Работа редакции «Окон» была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях и чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в «Окнах». Затем избранная тема передавалась художнику. Обычным сроком изготовления «окон» были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.
За 1418 военных дней и ночей редакцией-мастерской «Окна ТАСС» было выпущено 1289 плакатов тиражом 842 550 экземпляров.
После Сталинградской битвы
Для плакатов второго периода войны стала характерна тематика героической народной борьбы. А уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую, но неизменно приближающуюся тему победы. В те годы были созданы такие плакаты, как «Вперед! На Запад!», «Бей насмерть», «За Родину!».
В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко…» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы своеобразно, с юмором, изобразили «главную плакальщицу Третьего рейха» у карты междуречья Волги и Дона. Тут в кольце были зажаты остатки «победоносной» 6-й немецкой армии.
Не менее запомнившийся людям образ удалось создать в 1944 году художнику Леониду Голованову. На своем плакате «Дойдем до Берлина!» он изобразил смеющегося воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.
Торжество победы
В 1945 году в свет вышли такие плакаты, как «Водрузим над Берлином знамя Победы», «Героической Армии-победительнице – слава!», «Воину-победителю – всенародная любовь», «Красной Армии – Слава!».
И хотя страна была в руинах, люди, смотря на плакаты, верили, что их ждет победа не только в войне, но и над всеми послевоенными трудностями.
В годы Великой Отечественной войны в ТАСС была создана фронтовая редакция, многие корреспонденты работали на передовой.