Испокон веку большинство россиян мечтали жить праведно, а умереть правильно. Причем последнее считалось едва ли не более важным, чем первое. Провожали покойников в точном соответствии со старинными правилами. Однако в советское время, древние традиции стали постепенно забываться. Похоронные ритуалы частенько меняли в зависимости от того, кто умирал
Связанные ноги и медные пятаки
В старину, ушедших вовремя почитали и называли чистыми усопшими. Почившие в мире и спокойствии не становились обузой для близких. Тех же, чья смерть признавалась неправедной, в древности не хоронили, чтобы не осквернять землю, а уносили в глубь леса, где обкладывали камнями. В позорную категорию включали всех, чье поведение не укладывалось в общепринятые нормы — самоубийц и пьяниц. При этом живые люди боялись, что дух такого покойника может вернуться в их дом и забрать в мир мертвых кого-то из близких. От возвращения мертвых, живых людей защищали обряды. К примеру, умершему связывали руки и ноги, чтобы он не мог двигаться, закрывали ему глаза и клали на веки тяжелые медные пятаки, чтобы он не смог никого увидеть и забрать с собой. С этой же целью завешивали зеркала, через которые, как считалось, можно видеть из потустороннего мира.
Иногда, чтобы дух умершего не вернулся обратно, гроб выносили даже не в дверь, а в окно. Однако чаще всего закрытый гроб трижды ударяли о порог дома — «вытрясали душу», чтобы оглушенный мертвец не смог запомнить обратного пути. На кладбище покойника несли вперед ногами, чтобы он не видел дороги.
Ну а потом следовали поминки.
Откололи трепака
Вот как описал это действо живший в начале XX века петербургский художник Григорьев: «Приглашенные рассаживались по местам; в числе их обязательно были священник и дьякон, отпевавшие покойного. Священник благословлял трапезу, после чего каждый из присутствующих отведывал ложечку кутьи. Выпивали и закусывали, сначала очень чинно, потом пошумнее, по мере того как хмель разбирал обедающих. Постепенно атмосфера обеда разгоралась, тихие разговоры становились громче, возникали споры, и к концу обычно поминальный обед не отличался ничем от любого российского возлияния. Больше того, иногда он переходил в разгул и дебоширство. К концу все так напивались, что забывали, по какому, собственно, поводу они собирались. Помню однажды, дело кончилось тем, что появился гармонист и пошел пляс; даже сам поп, закинув наперсный крест на спину, лихо откалывал трепака»…
Новые традиции
1917 год принес в похоронное дело немало нового. Жертв Февральской революции в Петрограде похоронили на Марсовом поле в братской могиле.
Широко распространился обряд «похороны-демонстрация», во время которого процессия с гробом проходила по главной улице города. За покойным несли венки с надписями, а шествие сопровождал духовой оркестр, играющий «Похоронный марш» Шопена.
По новым обрядам у Кремлевской стены стали хоронить соратников по борьбе и большевики.
Высших руководителей укладывали стройным рядом по обеим сторонам Мавзолея, секретарям ЦК и героям страны полагалась кремация и место в Кремлевской стене.
Тех же, кто не дотягивал по должностному уровню до колумбария на главной площади страны, ожидали традиционные похороны на Новодевичьем кладбище. Однако традиционные не в старорусском стиле, а с помпезными памятниками, морем цветов и с венками.
Из Мавзолея к стенке
9 марта 1953 года, состоялась едва ли не самая известная погребальная церемония советской эпохи — граждане СССР проводили в последний путь Иосифа Сталина. Тело вождя мумифицировали и положили в Мавзолей по соседству с телом Ильича.
Однако пролежало оно там не долго.
Поздним вечером 31 октября 1961 года, когда весь англо-саксонский мир отмечал Хэллоуин, в Москве состоялось мероприятие, которое хорошо вписалось в контекст «чужого» праздника. Тело Сталина вынесли из Мавзолея…
Решение о выносе тела вождя было принято было принято единогласно накануне, на съезда Коммунистической партии.
Захоронение Сталина у Кремлевской стены проходило в чрезвычайной секретности. Не случайно, что после перезахоронения по Москве поползли слухи, что Хрущев похоронил у стен Кремля не тело «великого кормчего», а кого-то другого, или вовсе пустой гроб. Тело же Сталина, якобы, было сожжено в крематории. Проверить эти легенды, конечно, уже не представляется возможным.
Впоследствии участник операции по перезахоронению, командир отдельного полка Федор Конев, в своих мемуарах вспоминал, что при подготовке к перезахоронению со Сталина сняли золотые погоны генералиссимуса, звезду Героя Социалистического Труда и срезали с мундира золотые пуговицы. Скорее всего золотые пуговицы с френча Сталина забрали себе высшие чиновники государства в качестве сувениров.
Для членов комиссии по захоронению подготовили поминальный стол. По воспоминаниям одного из тогдашних членов Политбюро, это было в небольшом строении за Мавзолеем. Сразу после того как могилу зарыли, всех пригласили туда. Коньяк, водка и кисель стояли между разными закусками.
Расстреляли за погром
Иногда похороны перерастали в массовые беспорядки. Именно так произошло в Муроме в 1961 году. По официальной версии мастер цеха холодильников оборонного завода имени Орджоникидзе Юрий Костиков, находясь в состоянии алкогольного опьянения, попытался вскочить в кузов грузовика, но, сорвавшись, ударился головой об асфальт. Проезжавший мимо начальник городского отдела милиции Павлов приказал отправить Костикова в камеру. Проведя в кутузке ночь, Костиков скончался от кровоизлияния в мозг.
По Мурому сразу же распространились слухи о том, что мастер умер от побоев милиционеров.
В тот же день на собрании заводского актива прокурор выступил с докладом, в котором указал, что смерть произошла в результате несчастного случая. Однако старший мастер цеха и по совместительству заместитель секретаря партячейки цеха Домченко усомнился в результатах экспертизы. Обстановка в городе стала накаляться.
В день похорон, когда траурная процессия поравнялась со зданием Муромского ГОВД, из нее раздались крики: «Павлов — убийца!», «Бей милицию!», «Бей фашистов!»
В окна горотдела полетели камни. На улицах начали собираться люди. Начался стихийный митинг, на котором ораторы один за другим, произносили гневные речи в адрес сотрудников милиции.
Вскоре после этого несколько десятков муромцев, вооружившись ломами и топорами, взяли штурмом здание ГОВД. Отобрав у милиционеров оружие, они начали крушить мебель и уничтожать милицейские документы. Затем участники беспорядков выбили двери камер и выпустили на свободу 48 человек, арестованных за мелкое хулиганство и подожгли здание ГОВД.
Ближе к полуночи в город прибыли солдаты и беспорядки были подавлены. Было арестовано 19 человек. В ходе следствия трое обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел, остальные — к различным срокам лишения свободы.
В день вынесения приговора на всех предприятиях города прошли митинги, на которых участники беспорядков были осуждены, но… не всеми. Так рабочий фанерного завода Владимир Струнников, заявил, что осуждение было незаконным. «Несознательный» гражданин был арестован и осужден к 7 годам лишения свободы (в 1965 году он был реабилитирован)…
Смерть кумира
28 июля 1980 года в Москве хоронили всенародного кумира, артиста и певца Владимира Высоцкого., Новость о смерти певца власти решили попридержать (официальное признание гения Высоцкого состоится задолго после его смерти). Были опубликованы лишь некролог в «Советской культуре» и заметка в «Вечерке», которая впоследствии стоила редактору должности.
Известие о трагедии облетело столицу моментально. В день похорон очередь к гробу растянулась на 9 километров. По оценкам ГУВД Москвы, проводить Владимира Семеновича в последний пусть пришли 108 тысяч человек.
Толпа запрудила всю Таганскую площадь. В момент выноса гроба люди запели песни Высоцкого. Испуганные лошади конной милиции рванулись на толпу, кто-то подумал, что это не случайно, что отдана команда теснить людей. Возникла неразбериха. Фотографы принялись снимать возникший хаос, а милиционеры по приказу начальства начали вырывать у людей фотоаппараты…
После того, как гроб с телом актера увезли на кладбище, столичные власти попытались «замести следы» похорон с помощью поливочных машин. Горы цветов стали смывать с тротуаров.
- Его портрет выломали, пошли поливочные машины, — вспоминал режиссер театра на Таганке Юрий Любимов. — И тогда толпа начала кричать: «Фашисты!». Кадры эти облетели весь мир».
Прощание с Владимиром Высоцким стало одним из редких для той эпохи несрежиссированным актом проявления всенародной любви.
Спи спокойно, дорогой товарищ
1982 год. На 77 году жизни умер Генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев. По всей стране был объявлен четырехдневный траур. В день похорон даже в школах отменили занятия. Вместо этого юные граждане страны Советов должны были смотреть по телевизору прямую трансляцию с похорон.
Церемония была напыщенной. Из Колонного зала Дома Союзов под звуки траурной мелодии вынесли гроб и установили его на орудийном лафете, после чего кортеж медленно двинулся на Красную площадь. Траурная процессия остановилась перед Мавзолеем. На трибуну поднялись руководители партии и государства. Траурный митинг открыл новоизбранный генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов. В своей речи он отметил заслуги умершего перед партией и государством, а свою речь Андропов завершил обращением к усопшему: «Спи спокойно, дорогой товарищ Леонид Ильич!».
Затем гроб опустили в могилу. В это же время по всей стране завыли заводские гудки, засигналили корабли и поезда.